Что лечит психотерапевт С какими симптомами обращаться

Что такое детская психотерапия?

Что такое глубинно-ориентированная психотерапия с детьми?

Психотерапевтическая работа бывает полезна детям разного возраста и по традициям глубинной терапии, психоанализа и юнгианского анализа проводится в специально оборудованном кабинете индивидуально с ребёнком. Аналитическая психотерапия всегда сопровождается консультациями для родителей (обычно раз в месяц или раз в несколько месяцев) и может в определённых случаях включать в себя совместные сессии родителей с ребёнком. Существуют определённые правила для организации аналитической психотерапии, которые важно знать для результативной работы.

Детская аналитическая психотерапия (психотерапевтическая работа) — это способ трансформации личности. Она отличается от других видов психотерапии. Это работа с внутренним миром. Это работа с эмоциями. Благодаря такой работе развитие ребёнка может пойти быстрее, и не только эмоционально-личностное, а даже познавательное, интеллектуальное.

Реакция психотерапевта на поведение мальчика или девочки отличается от привычной для ребёнка реакции окружающих взрослых, потому что психотерапевт опирается не только на психологические характеристики ребёнка, на то, что заметно окружающим (внешний вид, поведение, способность к обучению), но и на понимание бессознательного ребенка. Бессознательное — разные эмоции, которые отрицает или не осознает ребёнок, которыми он не может управлять, фантазии об устройстве мире: в мире все опасно или девочки хуже, чем мальчики или о том, что младший брат/сестра забирают родительскую любовь. Эти фантазии живут во внутреннем мире, если они не находят своего выражения. В психотерапии мы пытаемся найти для них выражение и освободить ребёнка, помогая ему свободно развиваться дальше. И задача психотерапевта состоит не в том, чтобы он указывал ребёнку, что надо делать или конкретно заставлял ребёнка что-то делать. Его задача развить способность быть с ребёнком в его переживаниях, дать возможность ребёнку осознать смысл его реакций в той или иной ситуации, чтобы ребёнок смог изменить привычный способ реагирования. Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, требуется практическое обучение.

В каких ситуациях нужна аналитическая психотерапия?

Часто родители интуитивно догадываются, что с детьми что-то не так. Но они не могут найти способ воздействия на ситуацию. Когда они говорят: «Веди себя хорошо», «Не зли меня», «Не обижай сестру», «Будь смелым», «Покажи в школе, что ты знаешь», они пытаются преодолеть эту проблему прямо, говоря ребёнку, что он должен делать по-другому. Но часто ребёнок делает из этих прямых указаний совсем другие выводы: он плохой, он неспособный, из-за него все неприятности. Когда родители обращаются за психотерапией, ситуация уже довольно серьёзная. Отношения напряжены, степень непонимания достигла высшей точки. Доступные родителям воспитательные, лечебные и коррекционные меры исчерпаны.

Есть несколько ситуаций, когда нужна психотерапия:

  1. Первая — это проблемы с поведением и характером, которые мешают детям адаптироваться во внешнем мире и быть успешными, либо мешают им находить понимание в семье и чувствовать себя при этом благополучно и спокойно. Смысл глубинной терапии — помочь ребёнку быть самим собой, понимать себя.
  2. Другой тип ситуаций — это запросы, связанные с какими-то кризисными ситуациями. Это может быть конфликт в школе, переезд, физическая травма, повлёкшая изменения привычной жизни, появление новых членов семьи (брак одного из родителей, рождение брата/сестры), потеря близких (смерть или быстрый развод).

Психика ребёнка формирует поведенческие, личностные, эмоциональные проблемы, особенно если есть сопутствующие неврологические заболевания. В этом случае требуются совместные усилия психотерапевта-психолога и врача. Для того чтобы понять, что именно происходит с разными детьми при одинаковых симптомах и сходных жалобах родителей, нужна тонкая диагностика, опыт работы и чутье. Аналитическая диагностика, как и аналитическая психотерапия требует понимания и расшифровки символического и эмоционального смысла того, что делает и говорит ребёнок.

Игра является языком, с помощью которого ребёнок сообщает о том, что с ним происходит, но родители и окружающие взрослые часто не понимают игру ребёнка. Ребёнок открывает психотерапевту свой внутренний мир в надежде, что психотерапевт сможет понять его. В попытке установить диалог с ребёнком можно использовать игру и рисунок, песочницу, сочинение сказок и фантазирование.

Аналитически ориентированный психотерапевт помимо базовых знаний и набора методик нуждается в способности понять символический язык, различить скрытый смысл в словах и действиях ребёнка, уметь говорить на детском языке. Например, у ребёнка очень нежные отношения с отцом, он очень идеализирует своего папу. Ему при этом трудно развивать свою мужскую идентичность, он не слушается, ведёт себя как «неудачник», т.к. не может быть лучше папы. Мальчик рисует дерево, на ветке которого сидит кот. Терапевт с ребёнком начинает фантазировать про этого кота. Терапевт предполагает, что у кота есть сынок-котёнок и он с невероятной радостью рисует этого котёнка: кот отец и котёнок-сын. Этим ребёнку в воображении предлагается поисследовать и почувствовать созидательный союз с папой, так как это его возрастная потребность, которой мешает бессознательный конфликт (он недостоин папы). Такому рассмотрению не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, именно участие в моделировании терапевтической сессии, принятие на себя роли и воспроизведение детской игры в учебной группе даёт возможность участникам занятий пережить опыт терапевтического взаимодействия и потом использовать его в своей работе. Благодаря такому опыту и формируется психологическая интуиция, умение использовать в работе с ребёнком те знания и техники, которые нужны здесь и сейчас с данным конкретным клиентом.

Читайте также:  Streptococcus pyogenes (бета-гемолитический стрептококк группы А), ДНК (ПЦР), количественный, кровь

Что является результатом аналитической психотерапии?

Психотерапия не должна делать детей удобными, она позволяет детям развиваться в их индивидуальности. Если родители хотят использовать терапию для подгона ребёнка под шаблон, то это может быть не лучший путь. Метафора терапии — это хорошее понимание. Психотерапия помогает ребёнку понимать окружающих, а родителям понимать своего ребёнка и изменять это понимание по мере его взросления и развития.

Как мы учимся аналитической психотерапии?

Профессиональное мастерство рождается именно в ситуации наставничества или в ситуации практического обучения, когда обучение является производством собственного хорошего опыта, своих собственных навыков, своих идей, упражнений своей уверенности из этого складывается идентичность. Обучение детской терапии — это, прежде всего, формирование способности чувствовать, способности к различению тонких нюансов, развития качеств, необходимых детскому психотерапевту. Это формирование осознанного подхода к организации аналитической психотерапии с детьми. Для детского психотерапевта важно уметь не только работать с ребёнком, но и правильно выстраивать отношения с родителями, преодолеть сопротивление, поддержать мотивацию, удержать границы, развивать родителей. Здесь много задач. Обучение аналитической психотерапии включает знакомство с диагностическими и терапевтическими методиками, развитие понимания психического материала, который предоставляет ребёнок и что с ним должен делать терапевт, работу с клиническими случаями ведущих и супервизии участников группы. Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, а только групповое и индивидуальное (супервизия) практическое обучение.

Что лечит психотерапевт?

Если Вы впервые обращаетесь к нам и затрудняетесь с выбором вида консультации, воспользуйтесь первичной консультацией.

акции

Cкидка 30 % на Skype консультацию

Психотерапевт – специалист, который помогает преодолеть психологические трудности, оказывает поддержку в сложных жизненных ситуациях, помогает найти причины психосоматических заболеваний и других негативных проявлений.

Чем занимается психотерапевт? Основной «инструмент» психотерапевта – разговор, беседа. Такой разговор имеет мало общего с обычной бытовой беседой. Психотерапевт выстраивает разговор определенным образом и в рамках этики психотерапии. Его задача – в процессе бесед с клиентом оказать поддержку, прийти к пониманию причин проблем и рассмотреть варианты их решения, помочь клиенту найти внутренние ресурсы для преодоления сложностей и достижения целей.

Кто такой психотерапевт для клиента – наставник, учитель? Нет, психотерапевт не дает готовых советов, не «учит». Он вместе с клиентом ищет решение проблем, помогает понять и принять себя и окружающую ситуацию, найти в себе силы действовать.

Оксана Баркова, врач-психотерапевт:

«На консультацию пришла женщина 35 лет с жалобами на бессонницу, апатию, нежелание жить и просыпаться по утрам, одиночество и трудность в отношениях с мужчинами, страх умереть, тревогу, усиливающуюся к вечеру, наплывы неконтролируемых мыслей, захватывающих сознание на протяжении нескольких лет. Лекарства, назначенные психиатром и невропатологом, частично снимали симптоматику, но по сути ничего в жизни не менялось.

При выяснении причин, которые могли привести к такому трудному эмоциональному состоянию, вышли на то, что пару лет назад ее отец неожиданно для родных покончил жизнь самоубийством и именно клиентка обнаружила это, придя домой. С этого времени появилась тревога, бессонница и дальше состояние по нарастающей ухудшалось. В процессе совместной работы, исследуя и завершая то, что требовало завершения, удалось достичь стабильного эмоционального состояния, нормализовался сон, аппетит, появилось сексуальное желание, радость и интерес к своей жизни. Психотерапия была длительная, регулярная на протяжении двух с половиной лет. Результат, со слов клиентки, стоит того! Конечно, такая работа требует от клиента смелости и отчаяния, чтобы признать своё намерение жить по-другому! А от терапевта – много мудрости, терпения, сострадания и мужества быть рядом в трудных, вызывающих много чувств и смущения ситуациях. У нас все это было».

Что лечит психотерапевт?

Психотерапевт работает с широким кругом проблем, основные типы которых мы рассмотрим ниже. В данной статье мы рассмотрим, что лечит психотерапевт у взрослых. Детская психотерапия – отдельная сфера деятельности.

Психосоматические заболевания

Это группа заболеваний, причиной которых принято считать физиологические и психические факторы. К ним относят, в частности, следующие:

  • сердечно-сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония и др.);
  • заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенный колит, синдром раздраженного кишечника и др.);
  • ревматоидный артрит;
  • кожные заболевания (нейродермит, крапивница);
  • расстройства сексуальной сферы;
  • заболевания органов дыхания (бронхиальная астма).

Список неполный. К психосоматическим относят достаточно большой перечень заболеваний. Поскольку на развитие таких заболеваний влияют определенные особенности психики человека, работа с врачом-психотерапевтом является необходимой мерой для выздоровления.

Не совсем верно говорить, что психотерапевт лечит указанные болезни. Правильнее утверждать, что данный специалист работает над устранением причин психосоматических заболеваний.

Боли, недуги неясного происхождения

Бывает так, что человек болеет, плохо себя чувствует, но диагноз ему поставить не могут. Один узкий специалист перенаправляет к другому, второй – к третьему, пока круг не замыкается. В этом случае источником физического недуга могут быть внутренние переживания человека, зачастую неосознаваемые. Психотерапевт помогает клиенту осознать, что в его психике вызывает недомогание. И далее проработать эту проблему, тем самым избавляясь и от физического недуга. Таким образом, можно сказать, что врач психотерапевт «лечит» недуги, имеющие психологические причины.

Читайте также:  Можно ли совмещать парацетамол и ибупрофен

Бесплодие

Нередко встречается ситуация, когда мужчина и женщина полностью здоровы, но стать родителями у них не получается. Причиной могут быть негативные внутренние установки, подсознательные страхи. Многим известны истории, когда супруги «планировали, но ничего не получалось, а потом съездили вместе на море – и готово». И дело здесь не в целебном эффекте морского воздуха. Как правило, на отдыхе люди пребывают в хорошем настроении, расслабляются, забывают о проблемах – то есть их психика в это время находится в ином состоянии, чем дома. Поэтому и результат не заставляет себя ждать. Психотерапевт, работая с парой, помогает «настроить» психику на положительный результат. Убрать негативные установки, страхи, снять тревожность. И наконец стать родителями долгожданного малыша.

Лишний вес, нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия)

Часто причиной избыточного или недостаточного веса являются неразрешенные внутренние проблемы, конфликты. Психотерапевт помогает найти суть проблемы и проработать ее. Результатом становится нормализация пищевого поведения. Также стоит отметить, что врач психотерапевт успешно лечит дисморфофобию.

Чем может помочь психотерапевт в других ситуациях?

Депрессия, апатия, упадок сил, отсутствие желаний. Психотерапевт помогает найти ресурсы для выхода из ситуации, преодолеть текущие жизненные трудности, сформулировать цели и наметить шаги к ним.

Утраты, горе, потеря. Есть ситуации, когда ничего изменить нельзя, можно только принять реальность и находить в себе силы жить дальше. Психотерапевт становится для человека опорой в трудный момент жизни, помогает и поддерживает. В современном обществе не принято говорить об утрате, и зачастую горюющий человек остается один на один со своей болью. Психотерапевт всегда выслушает и услышит, найдет правильные слова, поможет найти ресурсы и цели для дальнейшей жизни.

Фобии, страхи, навязчивости, панические атаки. Подобные проявления не появляются «на пустом месте» и всегда имеют психологическую причину. Психотерапевт совместно с клиентом ищет и прорабатывает эту причину. А после этого уходит и проблема. Бороться же с фобиями и подобными проблемами «симптоматически» бесполезно – необходимо найти их корень.

Зависимости. Каждый, кто пытался отказаться от какой-либо привычки, даже самой безобидной, знает как это сложно. Проблема привычки в том, что она укоренена в психике человека. Чтобы отказаться от привычки, нужно воздействовать на психику, а это самостоятельно сделать крайне сложно. Психотерапевт силой слова помогает мягко и максимально безболезненно избавиться от нежелательных зависимостей – в том числе и любовных.

Мы рассмотрели, кто такой психотерапевт и чем он занимается. Это не полный список проблем, с которыми работает данный специалист. Что еще лечит врач психотерапевт и с какими симптомами к нему обращаться? К нему приходят в случаях, когда симптомы заболевания есть, но специалисты не могут поставить диагноз, а также в разных жизненных ситуациях, которые сложно преодолеть самостоятельно.

Вас волнует эта тема?

Давайте обсудим это вместе

Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой обработки и хранения персональных данных.

Подходы к детской психотерапии

Как психотерапия работает с детьми, и зачем она им нужна.

Психотерапия нужна не только взрослым. Дети сталкиваются с ментальными и эмоциональным проблемами не реже — только зачастую не могут понять, что с ними происходит. Более того, если не решить проблему в детстве, она может длиться всю жизнь. Работать с детскими травмами и переживаниями во взрослом возрасте намного сложнее и дольше.

Многие родители боятся вести ребенка к психологу. Они расценивают этот поступок как признание собственного бессилия. Это не так: при всей любви к ребенку, родитель — не специалист. А поход к психологу помогает не только справиться с трудностями, но и открыть новые пути развития, помочь ребенку чувствовать себя увереннее. Поэтому психолог — это вклад в счастливое будущее ребенка.

Детская психотерапия возникла на базе психотерапии взрослых. Это — не отдельное направление, а ряд методов в рамках основных подходов психотерапии.

Работа, с которой связывают возникновение детской психотерапии — «Анализ фобии пятилетнего мальчика» Зигмунда Фрейда, опубликованная в 1909 г. Фрейд впервые применил психоанализ для лечения детской фобии. Его опыт показал, что многие детские трудности связаны с эмоциональным состоянием, впечатлениями и переживаниями ребенка. Также Фрейд убедился в том, что причиной неврозов часто становятся детские травмы и нарушение психосексуального развития.

В 1920-е годы детский психоанализ начал активно развиваться. Самые яркие фигуры в его истории — Мелани Кляйн и Анна Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда). Мелани Кляйн начала использовать в работе с детьми игровые подходы. Она считала, что в игре — так же, как в сознательной деятельности взрослых людей — проявляются бессознательные мотивы, скрытые потребности и травмы ребенка. Анна Фрейд наряду с игровыми техниками применяла активное воспитательное вмешательство. Моральные принципы ребенка только формируются. Поэтому аналитик, по мнению Анны Фрейд, должен занимать позицию «Я-Идеального», чтобы стать примером для ребенка. В 1950-е годы Анна Фрейд открыла Институт детского психоанализа.

Из детского психоанализа в 1940-50-е годы начали развиваться другие подходы к детской психотерапии. Клиент-центрированная терапия Роджерса, гештальт-подход, поведенческая и системно-семейная терапия тоже успешно начали применяться в работе с детьми — и применяются до сих пор.

Читайте также:  Артроскопия глазами пациента - Правда всегда одна

Между детской и взрослой психотерапией есть существенные различия по форме, но не по существу. Основное различие заключается в следующем: то, что взрослый может рассказывать на уровне ощущений, эмоций и фантазий, ребенок разыгрывает с игрушками, рисует, лепит и изображает в сценках.

Специалист обращает особое внимание на творчество ребенка, настраиваясь на его волну и давая маленькому пациенту понимание причин его внутренних конфликтов на его, детском, языке.

Распространенная ошибка родителей — позиция «сделайте что-нибудь с моим ребенком» и нежелание участвовать в процессе. Дети неотделимы от семьи. То, что с ними происходит — часть или отражение общей семейной проблемы.
На семейной терапии терапевт опрашивает родителей, выясняет образ жизни семьи, особенности отношений между ее членами. Он уделяет внимание тому, в какой момент у ребенка появилась проблема, было ли это связано с изменениями в семье. Также важно понять, как именно родители пытались справиться с этой проблемой — нередко такие попытки лишены структуры и понимания, и приводят к усугублению ситуации.

Также многие психологи советуют выбрать именно семейную терапию, потому что она помогает изменить всю семейную систему. Если ребенок пройдет индивидуальную терапию, а потом вернется в среду, где возникла проблема — скорее всего, со временем она вернется.

Разные терапевтические школы предлагают разные методики, формат работы, постановку целей и взгляд на личность. Интегративный подход выходит за рамки какой-то определенной школы и пользуется разными инструментами в зависимости от клиента и его запроса.

Работа с ребенком в интегративном подходе строится на базе системно-семейной, клиент-центрированной и психодинамической терапии.

Игровая терапия используется для работы с детьми от 2 до 12 лет. В ее основе — идея, что через игру ребенок может метафорически выражать свои чувства, внутренние конфликты, мысли и вытесненные события. Она проходит не в обычном психологическом кабинете, а в игровой комнате. Сеанс игровой терапии длится от 30 до 45 минут.

Существует две основные разновидности игровой терапии:

Обе разновидности могут использоваться в рамках работы с одним ребенком. Это зависит от хода терапии и конкретной ситуации.

Игровую терапию часто рекомендуют для детей, которые имеют особенности речевого развития — или для слишком маленьких клиентов, которые пока не могут осознанно говорить о своем состоянии.

Не обязательно ждать серьезных нарушений поведения. Возможно, если скорректировать некоторые симптомы в детстве, они не приведут к более тяжелым расстройствам в будущем. Опыт терапии в любом случае внесет позитивный вклад в развитие ребенка.

Ученые провели мета-анализ всех исследований эффективности детской терапии в период с 1974 по 1997 год. Клиентами были дети и подростки от 4 до 18 лет. Оно показало, что состояние детей после терапии значительно улучшалось практически в каждом случае.

Я давно работаю с детьми в разных направлениях, однако последние почти десять лет предпочитаю психоаналитическую работу с детьми и семьями. Такая работа затрагивает сферу истинных желаний, влечений и более глубоко помогает раскрыть роль самых важных для малыша людей — родителей.

Однажды к мне обратилась мама младшего школьника. У него совсем не было друзей, с одноклассниками он конфликтовал. Реальным впечатлениям он предпочитал игру в воображаемый мир, пытаясь вовлечь в нее родителей все свободное от школы время, что приводило к ссорам.

На первых двух семейных встречах причины таких особенностей стали более ясны. В истории жизни мальчика был очень тяжелый ранний период, осложненный болезнями. С годами здоровье удалось укрепить, однако тревога матери оставалась и приводила к излишней опеке. Мама неосознанно сдерживала инициативу ребенка. Отцу было сложно разобраться, где тревога имеет основания, а где — нет. Он предпочитал отстраниться и сфокусировался на материальном благополучии семьи.

Сам мальчик активно участвовал в семейных консультациях, интуитивно понял, зачем ему нужен психолог и тоже попросил помощи. Например, он очень оживился, когда речь зашла об одежде и мебели, которые стали ему малы, и попросил убрать их из его комнаты.

Безопасная, спокойная обстановка и конфиденциальность способствуют не «выяснению отношений», а прояснению трудной ситуации. Это дало возможность начать индивидуальную работу с мальчиком.

Цель этой работы — дать ребенку через свободную игру и свободную беседу пространство для размышлений не только о своих желаниях, но и о своих способностях, об их реальном воплощении.

Параллельно продолжались и семейные встречи, на которых родители встречались со своими переживаниями: не только радостью, но и тревогами, связанными с ростом самостоятельности ребенка.

Терпение со стороны всех членов семьи, внимание к своим переживаниям и смелость говорить о них на сеансах принесли свои плоды. Работа длилась в течение учебного года, дала хорошие, стабильные результаты: к весне у мальчика появилась подруга-одноклассница, конфликты и ссоры стали редки. Кроме стабильности результатов есть еще одна особенность психоаналитического направления: в процессе работы бывают самые неожиданные открытия. Так, у мальчика появился интерес к истории своей семьи, своих предков, и он смог реализовать свое желание фантазировать — он начал писать рассказы и даже (небезосновательно) стал мечтать о профессии режиссера.

Ссылка на основную публикацию
Что должен уметь ребенок в 4 месяца правильное развитие младенца
Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке? Каждый месяц – это эпоха, особенно для детей до 1 года. Развитие и...
Что делать, если ваш пульс беспричинно зашкаливает — МК
Как снизить высокий пульс Человек, который умеет определить повышение пульса и вовремя принять необходимые меры, может спасать жизни. Определить у...
Что делать, если вступило в поясницу, чем лечить, когда прихватило (заклинило) спину
Боли в спине в области поясницы: причины и лечение Если верить статистике [1] , 70–80% населения нашей страны хотя бы...
Что есть когда запор 10 продуктов для улучшения работы кишечника — Здоровье на
Десять лучших продуктов при запоре Главные правила — много воды, дробное питание и определенные продукты. Об этой деликатной проблеме не...
Adblock detector