Что такое инстинкты человека

Виды инстинктов у человека

Социальное поведение человека обусловлено биологическими аспектами. С точки зрения этологического подхода человека можно рассматривать как групповое животное, безусловно, ни в коей мере при этом не отрицая всего того, что отличает человека от животных. Однако, если мы будем закрывать глаза на специфику поведения современного человека, обусловленную его биологической природой, то мы не сможем в полной мере, используя средства градоустройства, стремиться к тому, чтобы городская среда могла по максимуму соответствовать потребностям человека.

В социальной организации высших животных ведущую роль играют иерархические процессы, связанные с перераспределением властного ресурса и борьбой за ранговый потенциал.

Этологи считают, что в основе властных отношений человека лежит поведение, обусловленное животными инстинктами, доставшимися в наследство от стадного поведения шимпанзе, орангутангов, горилл и других приматов. Структура соподчинения особей в иерархии зависит от уровня их агрессивности, мера агрессии уменьшается в направлении сверху вниз. Иерархическую структуру также можно рассматривать и как ограничитель агрессии – доминантная особь подавляет конфликты между особями низших рангов, и как мотив для агрессии, проявляющейся в борьбе за статус.

Человек городской в массе своей движим желанием занять более высокое положение в социальной иерархии. Стремление обрести определенный социальный статус и в дальнейшем его еще повысить является одним из ведущих жизненных мотивов современного горожанина. Высокий темп жизни связан, прежде всего, с попытками повышения статуса, отсюда идет трудовая перегрузка, непременная направленность на карьерную успешность, сокращение времени, проводимого в кругу семьи, и, как следствие этого, уменьшение внимания, уделяемого супружеским и родительским ролям, неизбежная интенсификация досуга, так как уменьшаются временные затраты, отведенные на него.

Поскольку жизнь в крупном городе отличается большим скоплением людей, то с ними со всеми невозможно выстроить личные иерархические отношения. Тогда крайне важное значение приобретают символы, указывающие на ранговый потенциал индивида. К ним можно отнести наличие собственного бизнеса или успешной карьеры, престижную недвижимость, деньги, акции, ценные бумаги и другую собственность, которую по количественным критериям легко сравнить с чужой собственностью.

Социальное положение индивида считывается по мельчайшим деталям: по его одежде, манере речи и, конечно, по такому существенному знаку, как автомобиль. Повышение рангового потенциала – процесс трудозатратный, более простым является имитирования статуса. Тенденцией последнего времени становится не только борьба за статус, но и усилия, направленные на имитацию превосходства.

Имитация статуса – это внешний признак социального превосходства, без внутреннего содержания. Статусное положение определяют вещи, обладание которыми человек может себе легко позволить, которые демонстрируют его социальное превосходство и, в конечном счете, указывают на его влияние и власть над другими индивидами. Для имитации статуса индивид приобретает те вещи, которые он на данном уровне своего социально-экономического положения не может себе позволить, но прилагает экономически затратные, иногда авантюрные усилия, чтобы иметь данную вещь, основной функцией которой будет создание нужного имиджа. Эту функцию лучше всего иллюстрирует поговорка: «Пускать пыль в глаза». Охота за статусом требует от человека городского столь полной самоотдачи и вовлеченности, что порой не оставляет ему времени больше ни на что другое [1, с. 74].

Иногда для имитации статуса используется более легкий, хотя и не такой зрелищный способ, связанный с престижностью досуга. «Дорогие» формы проведения досуга требуют двух основных ресурсов: денежных и временных затрат. К примеру, досуг яхтсмена представляет собой крайне дорогой вид времяпрепровождения, который может себе позволить только очень ограниченный круг лиц, но сымитировать данный статус, порой не отдавая себе в этом отчет, пытается гораздо большее количество индивидов, на что указывает традиционная популярность дорогих эксклюзивных мужских хронометров в стиле «marine», имеющихся в каталогах всех самых известных часовых производителей. Понятно, что даже очень дорогие часы яхтсмена приобрести значительно проще, чем саму яхту. Также свободный стиль одежды служит указанием на социальный статус индивида и на меру его независимости. Не следовать дресс-коду могут позволить себе либо собственники бизнеса (а не наемные служащие корпораций), либо творческие люди «свободных профессий».

Как «животное политическое» (Аристотель), человек городской попадает в поле притяжения двух тенденций: группового сотрудничества и иерархического соперничества, которые выступают в качестве источника саморазвития вида. Необходимость находить баланс между противоположно направленными векторами групповой солидарности и конкуренции оттачивает приспособляемость человека к сложной городской среде. Если индивид не сможет найти равновесие между ними и будет придерживаться только одной из этих стратегий социального поведения, например, соперничества, то он не только скатится на самую нижнюю ступень групповой иерархии, которая в социобиологической терминологии называется «социальным дном», но и может быть полностью отторгнут «нормальным» городским сообществом, имея возможность существовать только в маргинальных социальных группах.

Примером таких маргинальных групп является субкультура гопников. Есть попытки поиска у определения «гопник» городской этимологии, так как данная субкультура, как, впрочем, и субкультуры вообще, представляют собой типично городское явление. (Сложно представить себе жизнь гота, эмо или хипстера в деревенской среде – бабушки-соседки засмеют, да и работа механизатора или животновода не очень соотносится с таким внешним видом).

Субкультура гопников интересна тем, что наглядно демонстрирует стадную сплоченность индивидов, поскольку вымогательства, разбои, нападения на прохожих непременно происходят с участием всей группы. Нападают всегда на более слабых: стариков, женщин, бомжей, алкоголиков, либо на сильных противников, но уступающих по численности (ввосьмером на одного). Гопники находятся на нижней ступени иерархии городской социальной мобильности, представляют собой андеркласс и отдают себе отчет в том, что вертикальное социальное перемещение для них закрыто: по объективным причинам – ввиду отсутствия образования и профессионализма, по их субъективному ощущению – из-за жизненной несправедливости, которая персонализируется в отдельных более удачливых индивидах. Внутри группы соблюдается строгая иерархическая структура, состоящая из следующих элементов: доминант (лидер, «пахан»), нескольких субдоминантных индивидов (социальные роли «сильный», «умный», «хитрый») и рядовых членов («шестерки»). Тревожной тенденцией последнего времени является «растворение» гопников в толпе, приобретение городским анонимным сообществом некоторого трудноуловимого «гопнического оттенка», такого «лица необщего выраженья», гопнического поведения автомобилистов на дорогах и других проявлений [2].

Однако, не только агрессивное поведение, но и отсутствие навыков по отстаиванию своих интересов вкупе с другими социально-экономическими и социально-психологическими факторами также приводит индивида на «социальное дно». Бездомные, бродяги, нищие, беженцы, опустившиеся люди, обитающие на вокзалах, городских свалках, в заброшенных трущобах, уже не надеются в корне изменить свое социальное положение.

Профессор-орнитолог В.Р. Дольник приводит пример иерархических отношений голубей в стае, в которой нижнюю ступень пирамиды занимают особи-«подонки». «Подонки» – это птицы, которые уступают всем и во всем, их жалко, но такая жизнь сделала их весьма малоприятными. По своим качествам и внешнему виду они прямо противоположны доминантным особям. Они заискивают перед ними, страдают от трусости, зависти и нерешительности. Но под их заискивающим поведением перед вышестоящими особями, то есть перед всеми остальными членами стаи, скрывается сильная подавленная агрессивность. Внешний вид доминанта, субдоминантов и голубей-подонков очень отличается, последние выглядят опустившимися, неухоженными, грязными и взъерошенными, при этом напрямую их опрятность не связана с наличием пищи. Для того чтобы быть аккуратным и поддерживать гигиену, голубь должен тратить на свою чистку час времени ежедневно. Это вопрос не только эстетики, гигиена напрямую связана со здоровьем: грязные, неухоженные особи почти всегда больны и погибают значительно чаще, так как вовремя не избавляются от паразитов. Люди, населяющие городское «социальное дно», обладают такими же характеристиками. Они пассивны, их витальная активность снижена, а потенциальная агрессивность велика.

Проблема городского вандализма может быть частично объяснена существованием «социального дна» и территориальным инстинктом, унаследованным человеком от его животных предков. Деградировавшие представители «социального дна» переадресовывают свою подавляемую агрессию неодушевленным предметам, ломая скамейки, взрезая чехлы автобусных сидений, пачкая лифты, опрокидывая урны, разбивая фонари, калеча надгробные памятники и предметы малой городской архитектуры. По количеству разбитых витрин, изуродованных памятников, сломанных лифтов и по другим актам бессмысленного вандализма можно составить представление о величине «городского дна» [3, с. 209-210].

Читайте также:  Энтеросгель - официальная инструкция по применению, аналоги, цена, наличие в аптеках

Территориальный инстинкт включает процесс присвоения участка, для указания принадлежности животные метят территорию. Маркировка может быть разной: визуальной, звуковой, химической (обонятельной), тактильной.

Человек превосходит всех остальных представителей животного мира по виртуозности маркировки территории. Пик человеческой деструктивной маркировочной агрессивности приходится на подростковый возраст. В своем приватном пространстве подростки разбрасывают вещи, оклеивают стены плакатами, заполняют комнату сувенирами. В городском публичном пространстве совершают акты вандализма, реализуя маркировочную агрессию. Формы маркировки бывают совершенно животные – метка территории мочой, окурками и плевками, громким шумом. А разбитые лампочки и сломанные скамейки аналогичны знакам молодых шимпанзе, которые, отмечая свое присутствие, обдирают молодые деревья. Подростковые метки всегда достигают своей цели, оповещая окружающих о том, что они были в этом пространстве, вызывая гневную реакцию со стороны взрослых и скрытое восхищение других подростков [4].

Д. Моррис выделяет у людей следующую форму агрессивности, доставшуюся нам в наследство от приматов, – территориальную оборону семейной ячейки внутри более крупной групповой ячейки. Приватное городское пространство предназначено для использования одной семейной ячейкой, никакие социальные эксперименты по расселению людей в общины и коммуны с совместным использованием жилого пространства не дали результатов. Вид больших и малых городов обусловлен древней потребностью расчленять свои группы на мелкие семейные территории в виде отдельных квартир или отдельно стоящих зданий, окруженных оградой. Демаркационные линии семейных территорий не нарушаются, как и у других территориальных животных. Также такая территория должна отличаться от других, персонифицироваться, отвечать нуждам конкретной семьи, в ней проживающей. Этот факт часто недооценивается архитекторами, не принимающими в расчет биологическую природу человека.

Во всех крупных и малых городах мира строят бесконечные ряды похожих друг на друга домов с совершенно одинаковыми типовыми квартирами. Люди, вынужденные жить в таких условиях, испытывают сильный неосознаваемый дискомфорт, уменьшая его следующим образом: реже – окрашивая стены домов в разные цвета, делая их отличающимися друг от друга, разбивая непохожие друг на друга скверики и мини-парки, чаще – заполняя внутреннее пространство своего жилья личными предметами, декоративными изделиями, безделушками [5]. Такое поведение сами люди объясняют стремлением создать уют, этологи же объясняют это инстинктивным желанием пометить свою территорию.

Социобиологический подход различные феномены человеческого поведения объясняет их инстинктивной детерминацией (при этом во многом упрощая и редуцируя сложные духовные явления). Территориальным инстинктом объясняются патриотизм, космополитизм и ностальгия. Биологические корни патриотизма уходят в отношения человека с конкретной зоной его происхождения и обитания, в которой был достигнут оптимальный уровень адаптации к среде, способный стимулировать инстинктивное влечение к ней, что, собственно, и является биологическим базисом любви к родине, то есть в основе патриотизма лежит территориальный инстинкт, общий и для животных, и для человека.

Ностальгия понимается как обострение патриотического инстинкта, вызванное пребыванием вдали от родины, усиливающееся пропорционально времени удаления. К нарушениям инстинкта патриотизма относятся гипопатриотизм, апатриотизм (ослабление патриотизма вплоть до полной его утраты), гиперпатриотизм (чрезмерное усиление патриотизма) и парапатриотизм (искажение патриотизма). Космополитизм с этологической точки зрения – это один из вариантов гипопатриотизма, при котором полностью разрушается базисный комплекс территориального поведения, вырабатывается способность оптимальной адаптации к любому географическому региону и социуму и редуцируется влечение к прежнему месту обитания [6].

К. Лоренц ностальгию объясняет взаимодействием факторов, сохраняющих постоянство культуры, и факторов, разрушающих или перестраивающих ее. В одно и то же время, когда неодолимое влечение к странствиям тянет человека вдаль, можно заметить возникающую тоску по дому, которая с возрастом становится все более сильной [7]. Общий смысл такой: чем дальше ушел, тем сильнее тоскуешь.

Стоит отметить, что этологическая трактовка ностальгии, любви к родине, патриотизма и космополитизма вызывает некоторое внутреннее напряжение и несогласие, даже если видишь наличие веских оснований для такой объяснительной схемы. Однако весьма остроумной представляется интерпретация следующего неблаговидного явления с этологической точки зрения: проблемы замусоривания территории, особенно наглядной весной, в момент таяния снега. Под окнами пятиэтажных домов, стоящих на городских окраинах, обнажаются залежи мусора, некоторые жители домов, не давая себе труда дойти до мусорных контейнеров, выбрасывают мусор прямо из окон. Некоторые делают это даже с некоторым «намеком на цивилизованность» – выбрасывают в пластиковых пакетах для мусора.

Д. Моррис в бестселлере «Голая обезьяна» отмечает следующую особенность образа жизни приматов. Охота не является для обезьян основным способом добычи пропитания, как у хищников. Своего логова они не имеют, живут на деревьях, где питаются фруктами и плодами, едят на протяжении всего дня, так как неподвижная пища всегда на месте и легко доступна. Животным необходимо только перемещаться от одного места кормежки к другому, навыков чистоплотного поведения в своем логове, как хищники, они не имеют, поскольку кочуют с одних крон деревьев на другие. Их экскременты, остатки съеденных плодов просто падают вниз, а так как обезьяны постоянно перемещаются и каждую ночь меняют свои гнезда, то сильно замусорить территорию им не удается.

Кажется, что у опустившихся жителей пятиэтажек, замусоривающих среду своего обитания, каким-то образом остался этот атавистический поведенческий шаблон: они используют способ приматов избавляться от мусора, просто сбрасывая его вниз с высоты своего «гнезда на пятиэтажном дереве», только беда в том, что в скученном пространстве города возможности постоянного перемещения по кронам деревьев они лишены, и «плоды» их жизнедеятельности каждую весну оповещают о том, что на этой территории и правда живут «голые обезьяны». Как известно, инстинкт эффективен для выживания вида, если жизнедеятельность происходит в неизменной среде, в данном случае среда существенно изменилась, но часть особей еще не приспособилась к этим изменениям. Для формирования поведенческих навыков (в этом конкретном случае – гигиенических), позволяющих существовать в изменяющейся среде, необходима культурная передача поведенческих признаков, которая ими не была усвоена.

Общественная жизнь homo urbanus представляет собой структуру взаимодействия инстинктивных и социально обусловленных способов поведения. Человеческое поведение территориально обусловлено, что представлено разными поведенческими актами, реализуемыми людьми в городском публичном пространстве и в городском приватном пространстве. Возрастание внутривидовой агрессии и конкуренции, в свою очередь, является мощным стимулом для выработки культурных механизмов, нейтрализующих территориальную агрессию и позволяющих человеку городскому существовать в мире со другими членами городского сообщества.

Социобиологическая трактовка человека городского, возможно, далеко не всегда представляет тот образ человека, который был бы ему комплиментарен. Однако она четко подчеркивает, что неусвоенность норм и ценностей городской культуры приводит к невозможности личности найти свое место в социуме, к маргинализации и деградации индивида. Без городской культуры невозможно выживание и развитие городского социума. В социобиологическом аспекте городская культура выступает основным условием выживания индивида и общества.

Инстинкты человека. Попытка описания и классификации.

Инстинкты человека. Попытка описания и классификации.

1. Примативность.

2. Классификация инстинктов и её практическое применение.

Схема Добыча ресурсв человеком

Поведение человека сложное, но приведенный перечень инстинктов достаточный и необходимый для понимания 90% поведения человека.

3. Типологизация по доминированию инстинктов

Психоневролог-психотерапевт, Вилен Исаакович Гарбузов в своих работах выделил основные инстинкты, лежащие в основе типологии индивидуальности.

В соционике предлагают типы людей по доминированию того или иного инстинкта. Вполне рабочая классификация, которую можно модернизировать.
Обычно у человека доминируют один или несколько инстинктов, а остальные менее выражены. Типология достаточно условна, но позволяет ориентироваться в человеческом поведении.
10 типов людей по доминированию того или иного инстинкта.

Основной тип (пищевой инстинкт)

Доминирует – пищевой инстинкт.
Поведение направлено на разнообразное, вкусное и обильное питание.
Признаки в поведении: интересует всё связанное с питанием, существенная часть времени жизни относится к питанию, заготовлению продуктов питания, приготовлению еды, «культ еды», изучению новых рецептов и проверке, разработке своих блюд.

Территориальный тип поведения (территориальный инстинкт)

Доминирует территориальный инстинкт.
Поведение направлено на развитие дома и своей земли.
Признаки в поведении: интерес к расширению территории и обустройству своей земли и дома, комфорту и уюту, «мой дом — моя крепость», интересуются строительством, ремонтом, дизайном, куплей-продажей недвижимости, благоустройством, приусадебным хозяйством, ландшафтным дизайном, садоводством.

Исследовательский тип (ориентировочный инстинкт)

Доминирует ориентировочный инстинкт
Поведение направлено на глубокое изучение мира и его отдельных областей.
Признаки в поведении: интересует изучение окружающего мира, любознательность, стремление во всем добраться до сути, много читают, экспериментируют, пишут, создают новую информацию.

Сексуальный тип (инстинкт размножения).

Доминирует инстинкт продолжения рода.
Поведение направлено на сексуальную жизнь.
Признаки в поведении: стремление выделяться, постоянный поиск партнеров, тщательный уход за телом и забота о внешности, выбор сферы деятельности в которой можно проявить свою сексуальность.
Сексуальный тип поведения часто не совпадает с генофильным.

Генофильный тип (инстинкт родительский )

Доминирует родительский инстинкт.
Поведение направлено на максимальное благополучие семьи и родственные связи.
Признаки в поведении: интересы этого типа людей фиксированы на семье, их кредо — «интересы семьи превыше всего», семья это — «святое», ради детей и семьи готовы на труд и жертвы.

Читайте также:  Акарбоза инструкция по применению, аналоги, статьи » Справочник ЛС

Доминантный тип (иерархический инстинкт)

Доминирует иерархический инстинкт
Поведение направлено на достижение максимального социального ранга в любой сфере деятельности.
Признаки в поведении: иерархический инстинкт проявляется в желании лидировать в разных сферах, добиваться максимального социального ранга, карьеризме, потребности контроля над другими, самоуверенность, нетерпимость к критике, часто наглости, инициировании конфликтов и успешной победе в конфликтах.
Врождённое стремление к социальному доминированию не всегда совпадает со способностями организовать работу, поставить цель и проявить волю для ее достижения, разбираться в людях и вести их за собой. Эти люди могут стать как квалифицированными лидерами и руководителями, так и самодурками, деспотами, тиранами и главарями банд.

Дигнитофильный тип (инстинкт агрессии)

Доминирует инстинкт агрессии, нетерпим к любой форме унижения.
Поведение направлено на противодействие попыткам управления, вмешательства в жизнь и посягательства на права.
Признаки в поведении: агрессивная реакция на любые попытки вмешательства в жизнь, навязывания чуждых правил и стандартов, готовность к самозащите любой ценой, стремление к независимости.

Эгофильный тип (инстинкт самосохранения)

Доминирует инстинкт самосохранения.
Поведение направлено на избегание различных угроз и ущерба.
Признаки в поведении: склонность к повышенной осторожности, мнительность, тревожность в отношении всего неопределённого, эгоцентричность, консерватизм, страх любых перемен.
Вариант характера, которому присущи чрезмерный эгоизм, подозрительность, трусость, аполитичность, конформизм, позиция невмешательства и неучастия, приспособление к любым обстоятельствам, отсутствие собственных жизненных планов и жизнь сегодняшним днём.
Очень вероятно, 43-50% граждан России относятся к этой группе.

Либертофильный тип (инстинкт свободы)

Доминирует инстинкт свободы, интерес к путешествиям, смене мест обитания, склонность к протесту против любого ограничения его свободы.
Поведение направлено на максимально свободное перемещение по миру и свободу деятельности.
Признаки в поведении: самостоятельность, стремление к новым впечатлениям и перемене мест жительства и работы, предрасположенность к риску, нетерпимость к обыденности, администрированию, ограничениям свобод.

Альтруистический тип поведения (инстинкт альтруизма)

Доминируют инстинкт альтруизма.
Поведение направлено на групповые интересы, часто в ущерб самому себе и ближайшему окружению.
Признаки в поведении: проявляют интерес к общественной деятельности, способность помочь и отдать другим последнее, развито чувство несправедливости, посвящаю жизнь существенным интересам, защите слабых, правозащите, защите животных и окружающей среды.
Альтруисты могут проявлять сильнейшую агрессию, инициировать социальные конфликты и добиваться справедливости.
Очень вероятно, 1-2% граждан России относятся к этой группе, и участвует в деятельности НКО.

4. Государственные системы дрессировки человека. Государственные нормы поведения-реализации инстинктов.

В государствах мира нормы поведения человека и способы реализации инстинктов прописаны детально. Людей дрессируют в соответствии с существующими государственными нормами с малых лет до старости: в школе, армии, средних и высших учебных заведениях, на службе …

В любом государстве существует многочисленный аппарат различных дрессировщиков: полиция, суд, налоговая инспекция, партии…

В зависимости от национальных особенностей и уровня примативности населения методы дрессировки меняются от мягких к жестким. Чем выше уровень примативности населения, тем более жёсткие методы дрессировки используются.

Текущую корректировку поведения человека и методов реализации его инстинктов выполняют средства массовой информации и рекламная индустрия.
Маркетинг на человеческих инстинктах стал уже привычным термином.

5. Привычки человека. Привычные действия по реализации инстинктов.

Инстинкты человека под влиянием дрессировки и жизненного опыта превращаются в жизненные программы, состоящие из множества привычек.

Привычки – шаблоны поведения, выполняемые автоматически без затрат умственной энергии. Большинство действий человек совершает по привычке.

Список различных привычек человека будет состоять из 200-300 пунктов, а ежедневном использовании, будут важны, может быть, 20-30 привычек.

6. Оцифровка инстинктов и результатов их влияния.

Оцифровка реализации инстинктов может быть проведена в различном масштабе вплоть до отдельного человека. Предметом наноэкономики должна быть экономика отдельного человека и его экономическое поведение, но наука развивается медленно. Основной инстинкт человека – пищевой можно оцифровать подробно в масштабах планеты. Это всё связанное с производством продуктов питания, переработкой, упаковкой, доставкой, продажей, домашним приготовлением и потреблением пищи…

Инстинкт свободы обслуживает вся мировая туристическая индустрия.

7. Программа жизни человека реализация инстинктов и баланс жизни. Расчёт.

Программа жизни человека состоит из десятка жизненных подпрограмм, реализующих инстинкты человека. От чёткого осознания этих программ может зависеть их реализация.Схема оцифровки жизни человека достаточно простая. Учёт может быть проведён и в экономических показателях и в затратах времени.

Расход ресурсов человеком на инстинкты

1. Инстинкт пищевой —> Программа питания—>Привычки: покупка продуктов, посуды и приборов, заготовки, средства моющие..

2. Территориальный инстинкт —> Программа личной Территории—>Привычки: все расходы, связанные с жильем, мебель, оборудование, ремонт, квартплата, дача.

3. Ориентировочный инстинкт—>Поиск и создание информации—>Привычки: телефон, телевизор, радио, интернет, печатная продукция, диски, компьютер, театры…

4.Инстинкт размножения —> Программа размножения—>Привычки: поиск брачных партнеров, средства косметики и парфюмерии, фитнес и бодибилдинг, пластические операции…

5.Родительский инстинкт —> Родительская программа —> Привычки: все расходы на детей: питание, лечение, образование,…

6.Иерархический инстинкт —> Программа социального ранга —> Привычки: одежда и обувь, образование, клубы, партии, самореклама, роскошь, мероприятия..

7. Инстинкт агрессии —> Программа агрессии —> Привычки: спортивные зрелища, бокс охота, коллекционирование оружия, рыбалка, митинги, демонстрации, политические объединения …

8. Инстинкт самосохранения —> Программа самосохранения —> Привычки: система охраны, обучение здоровому образу жизни, медуслуги, лекарства, физкультура, БАДы

9. Инстинкт свободы —> Программа свободы —> Привычки: все транспортные расходы, автомобиль, миграция, эмиграция, работа за рубежом, туризм
.
10.Вирусные программы жизни —> Привычки: алкоголь, табак, переедание, азартные игры, компьютерные игры,…

Более подробно пример расчёта приведён в статье баланс жизни.

Вся схема поведения человека и результатов деятельности составляет небольшую базу данных с объективным анализом хода жизни.

База данных хода жизни

8. Перспективы оцифровки инстинктов.

С практической точки зрения оцифровка инстинктов позволяет лучше понять поведение человека и более точно подойти к ведению личной бухгалтерии.

Виды инстинктов у человека

Инструментарий

Программы обучения

Психологическое сопровождение одаренных детей и подростков

ВЕБИНАР: Основы песочной терапии Юнга: индивидуальные и групповые формы работы

ВЕБИНАР: «Пусть всегда буду я!». Особенности проведения групп поддержки для женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Скоро

Международная научно-практическая конференция «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации»

VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М. Бехтерев и современная психология личности»

XIX Ежегодная конференция Российской ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии «Творчество как суть эволюции»

Всероссийская научная конференция «Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы»

«Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)»

II международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения — 2020: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований»

  • #практика
  • #психотерапия
  • #детская психология
  • #психологическая наука
  • #психодиагностика

От инстинкта к Человечности

Автор
  • Долгих Виктория Витальевна

Начнём, пожалуй, с эксперимента, показывающего связь поведения с инстинктами. Крыс вначале обучали быстро находить хлеб в экспериментальной камере, а затем, во время обеда, рядом помещали клетку с крысой, которая получала удар током. Крысы слышали писк боли и разделились на 3 группы в своем поведении: первая группа крыс отказывалась от еды и не подбегала к хлебу; вторая группа продолжала бегать и есть, не обращая внимание на страдания соседа; третья группа быстро хватала корм и убегала с ним в другой угол клетки, отворачивалась от жертвы и поедала корм. Кто-то может подумать, что это отвратительно, не гуманно. Но как же поведение мышек похоже на поведение человека!

Животные

Вершиной всех животных инстинктов является инстинкт самосохранения (индивидуальное проявление), сохранения вида (коллективное проявление). От него идут все остальные инстинкты, а от них уже мы наблюдаем поведенческие феномены: физиологические (прием пищи, сон и др.) забота (опека), игра, обучение, ухаживание, создание семьи, рождение детей, агрессия (в том числе и направленная на себя), альтруизм, сопереживание, иерархия, выстраивание границ, замещение, лень (экономия сил), любопытство, подражание, преодоление сопротивления (трудолюбие и достижение цели).

Таким образом, сама природа уже вложила во все живое необходимый и исчерпывающий запас поведенческих моделей для сохранения вида, его адаптации и постоянства.

Регулирует этот процесс эмоциональная сфера: если животному хорошо, значит оно делает все правильно, если плохо – неправильно. Учится животное именно на базе своих положительно и отрицательно окрашенных эмоций.

Почему же поведение животных, участвующих в эксперименте, отличалось? Дело в том, что выраженность того или иного инстинкта у всех разная. Скажем, болевой порог тоже у всех отличается — кому-то при одном и том же давлении на кожу становится больнее раньше, кому-то позже. И эта вариабельность проявляется во всем, включая и инстинктивное поведение. Поэтому одни животные были более, а другие менее чувствительны к страданиям своих сородичей.

Читайте также:  Сеть медицинских клиник IMMA ВКонтакте

Человек

Что же у человека? Наше поведение тоже весьма разнообразно, но помимо инстинктов, нашими реакциями управляет еще кое-что. Почему мы так часто страдаем и мучаемся, вместо того, чтобы пребывать в гармонии с окружающим миром? Почему у нас так много конфликтов, недоразумений, расстройств, слез и истерик, агрессии и злости, отчаяния и всего того, что «одним словом» можно назвать «эмоциональным дисбалансом»?

Ответ лежит на поверхности… Человек как существо, наделенное разумом, руководствуется в своем поведении (помимо инстинктов) идеальными установками. Чего сами себе надумали, того и ждем. А если надумали неправильно, а если не получаем того, что надумали, а если один думает так, а другой иначе? А если ничего не надумали?

У Человека вершиной, образующей поведение, является ожидание.

Приведу пример. Пришло время обеда и мы хотим есть. Это безусловный рефлекс, основанный на инстинкте самосохранения. Но мы себе сформировали ожидание относительно того, что хотим скушать и теперь это выглядит примерно так: «Хочу кушать, а что хочу? Борщ. Пойду куплю свеклу, капусту и так далее, сварю и поем, м-м-м, вкуснятина». То есть, мы сначала сформировали идеальный результат, а потом его пошли реализовывать. И хорошо, когда так, но бывает же совсем иначе… Мы не подумали заранее об этом борще, а резко захотели, пришли в кафе, сели, а там борща не оказалось или он не того вкуса. А если мы вообще не сформировали тот самый идеальный результат, то тут как лотерея: если повезет, останемся довольными обедом, а нет, то поедим, что придется, без особого энтузиазма. А если в процессе наслаждения едой нам вдруг расскажут неприятную новость? Или мы вдруг сами вспомним о важном деле? То станем реагировать как те крысы в начале статьи.

То есть, наши ожидания являются модуляторами инстинктов и регуляторами нашего поведения. Но разница в том, что главная цель инстинктов, рефлексов и потребностей – сохранение вида в индивидуальном и коллективном проявлении, а главная цель ожиданий – сохранение психоэмоционального баланса, индивидуального и коллективного. Но мы, люди, едва ли это осознаем, к сожалению.

А когда мы не «включаем» голову и не регулируем наше поведение собственными ожиданиями, то мы поддаемся инстинктам и стереотипам поведения. Автоматизированность поведения также является инстинктивной и биологически оправданной ради сохранения энергии.

Как же сделать свое поведение более эффективным? Как правильно сформировать ожидания? Как не расстроиться если что-то пойдет «не так»? Как совместить без конфликта свои ожидания с ожиданиями других людей?

Ожидания являются идеальным продолжением инстинктов и связаны именно с ними, но эволюционно появились позднее.

Ожидания бывают

Правомерные – это те, которые способствуют лучшей адаптации в коллективе. Например, родители вправе ожидать от детей хорошей успеваемости в школе, соблюдения правил дорожного движения, бережного отношения к имуществу. Это все «ложится» на инстинктивную потребность в обучении.
Неправомерные – это те, которые не способствуют лучшей адаптации в коллективе. Например, мама ожидает от сына, что тот станет хоккеистом/футболистом, а ребенок этого не хочет, страдает от нагрузок, испытывает стресс. Но мама при этом, не видит суть, а думает, что если отступит, то сын вырастет слабым, не будет доводить дело до конца…
Индивидуальные – это те, которые мы себе формируем сами, осознанно. Например, когда решаем получить второе высшее образование и связать судьбу не с экономикой (которая была выбрана неосознанно), а с ботаникой. Или выбрать свой темп работы, не гонясь за достижениями других. Или отдать ребенка в обычную школу, если ему тяжело в гимназии.
Коллективные – это те, которые поощряет и формирует общество. Мы идем по этому проторенному пути неосознанно. Например, стремиться к счастью, «позитивно» мыслить – такие ожидания таят в себе много опасностей, ввиду своей «однобокости», жизнь намного «богаче» на обстоятельства, нужно быть гибким и реально оценивать шансы. Либо «сглаживать» конфликты – если конфликт не вытащить наружу (фактически не создать), то и решить его не получится. Либо стремиться к успеху и материальному достатку – может появиться хронический стресс на этом пути и эмоциональные «срывы». Коллективные ожидания зачастую бывают неправомерными.
Осознаваемые – те, в которых мы отдаем себе отчёт. А именно: формируем и чётко себе представляем цель, мысленно моделируем результаты её достижения, планируем действия для её реализации.
Неосознаваемые – это как раз те, которые достались нам от значимых людей. Их можно назвать и сценарными, потому что они происходят от копирования поведения своих близких.

Если человек ранее не усвоил опыт своих сородичей в определенной сфере и не сформировал ожидания, то его поведением могут руководить инстинкты.

Пример из практики

За психологической консультацией обратилась мама мальчика 6 лет, который боялся контакта с насекомыми, особенно летающими и кусающими. Страх доходил до паники, из-за возможности встретить насекомое ребенок отказывался гулять, купаться. В данном случае ни пример поведения родителей, ни объяснения не помогали, ребенок страдал. Страдали и родители. Поскольку у мальчика был сильно выражен инстинкт самосохранения (он берег себя от возможных повреждений повсеместно: не залезал высоко на детской площадке, не купался там, где глубоко даже с жилетом, не любил батуты и аниматоров), то нужно было сформировать у него ситуативную сферу ожиданий с помощью техники «эмоционального замещения». Делать это следовало в 2 этапа: на первом этапе нужно было заранее планировать предстоящее, но это не всегда возможно, а на втором этапе — работать по ситуации. Испугался шмеля, отошли из «горячей точки» и начали балансировать эмоции: проговорить сначала, чего я боюсь делать или что я боюсь, что сделает кто-то (я боюсь, что меня укусит шмель и мне будет больно), затем переформулировать ожидание (я перестал бояться, что меня укусит шмель, я так рад, что не замечаю шмелей, они перестали меня волновать). Такая балансировка успокаивает мозг, человек начинает сам искать нужные доводы в пользу нового ожидания и стремиться его подтвердить. Но проговаривать это нужно до тех пор, пока не закрепится новый результат встречи со шмелем. Как только становится страшно, необходимо заменять одно ожидание, негативное, другим, позитивным. Мальчик справился с ситуацией, мама научилась технике и с успехом применяет ее в остальных случаях.

Психологические рекомендации

  • Знать свои ожидания;
  • Говорить о своих ожиданиях другим;
  • Конструктивно разрешать межличностный конфликт ожиданий (когда один ожидает одного, а другой другого) путем социального договора, который заканчивается формулой «и ты доволен – и я доволен»;
  • Уважать право других на свои ожидания;
  • Узнавать у других об их ожиданиях;
  • Контролировать инстинктивное поведение.

Чтобы стать ХОЗЯИНОМ своего поведения

Разделите свою жизнь на сферы и проанализируйте, что вы ожидаете от себя в этих сферах, от своих близких и дальних людей. Правомерны ли ваши ожидания? Индивидуальные они или коллективные?

Запомните: обиды, гнев, слезы, «заедание» и многие другие негативные переживания – все это от нереализованных ожиданий. Страх, тревога – от несформированных или негативно сформированных ожиданий. А положительные эмоции – от реализованных или запланированных ожиданий, индивидуальных или коллективных.

Но такое эффективное поведение – это большой труд. Ведь каждый раз, когда мы будем злиться, обижаться, грустить, испытывать страх, мы должны будем анализировать, какие ожидания не реализовались, пока не сформируется «автоматизм» такого мышления.

Полезно жалеть себя и других, ведь ваши или их ожидания не оправдались, как правило, после этого напряжение уходит.

Анализируйте раздражение других людей, какие их ожидания вы не оправдали, поговорите с ними, ведь их ожидания могут быть неправомерными.

Применяйте технику «подушки безопасности» для своего эмоционального баланса: когда чего-то ждете, одинаково представьте, что будет с вами, если это случится и что будет, если не случится. Такая техника позволяет натренировать свою эмоциональную независимость от внешних обстоятельств, соответственно приходит спокойствие, а с ним вы станете и здоровее, и энергичнее. Однако помимо спокойствия необходимы адекватные действия, то есть, нужно делать то, что нужно в конкретной ситуации, одним лишь спокойствием дело не решить. Движение к задуманному ожиданию – это просто последовательность необходимых действий.

Используйте технику «эмоционального замещения», с помощью которой можно не только сбалансировать свои эмоции, но и приучиться легко справляться как с негативными ожиданиями, так и с инстинктивными реакциями, как в описанном выше случае.

Соблюдая эти простые правила, не перестаешь удивляться, как много мы НЕ знаем о том, чего ждем сами и чего ждут другие, как много всего мы делаем автоматически, неосознанно, как много в нас инстинктивного поведения и коллективных ожиданий. Познавание себя – это самое увлекательное занятие длиною в жизнь, и именно эта возможность дана Человеку!

Ссылка на основную публикацию
Что показывает фекальный кальпротектин, и как сдавать
Эффективность анализа кала на кальпротеин в диагностике кишечных заболеваний Обилие и доступность легкоусвояемой пищи, сидячий образ жизни и повышенная стрессовая...
Что надо принимать от кашля
Чем лечить кашель и как делать это правильно Чем лечить кашель и как делать это правильно Кашель - это рефлекс,...
Что не так с «Эреспалом» и чем его можно заменить
ЭРЕСПАЛ: препарат выбора при воспалительных заболеваниях дыхательных путей. Доказано! В каких исследованиях подтверждена высокая эффективность применения препарата ЭРЕСПАЛ при ОРЗ?...
Что помогает от боли в животе список спазмолитиков и других препаратов
Дротаверин Инструкция по применению: Цены в интернет-аптеках: Дротаверин – синтетический препарат, снижающий тонус гладких мышц внутренних органов и способствующий уменьшению...
Adblock detector