Физиология и патология бинокулярного зрения

Причины нарушения бинокулярного зрения

Бинокулярное зрение и его расстройства

Аккомодация — способность человеческого глаза увеличивать свою преломляющую силу при переводе взора с дальних предметов на ближние, то есть видеть хорошо и вдаль, и вблизи. Точку зрительной оси на минимальном расстоянии, с которого глаз еще может отчетливо различать какой-либо предмет при максимальном напряжении аккомодации, принято называть ближней точкой ясного зрения (punctum proximum). Следовательно,аккомодация — это способность глаза четко различать предметы, располагающиеся между дальнейшей и ближайшей точками ясного видения. Можно сказать, что аккомодация обеспечивается четкое изображение, то есть ясное определение предметов, расположенных ближе дальнейшей точки ясного зрения.

Механизмы аккомодации: в момент перевода взора с дальних предметов на ближние происходит сокращение цилиарной мышцы, вследствие чего уменьшается ее диаметр, расслабляются цинновы связки, и хрусталик становится более выпуклым, что увеличиваются его преломляющие способности. Рефракцию глаза в состоянии работы аккомодационного аппарата называют динамической клинической рефракцией. При разности отстояния от глаза дальнейшей точки ясного зрения и ближайшей точки ясного зрения можно определить в линейных мерах область, или длину аккомодации для каждого глаза. Объем аккомодации (ширина, сила) характеризуется разницей в преломляющей силе оптической системы глаза, которая возникает при переводе взгляда от ДТЯЗ к БТЯЗ. Положение ближайшей точки ясного зрения соответствует максимальному напряжению аккомодации. Определить расстояние этой точки от глаза можно, если до того момента, когда станет заметной его нечеткость.

Бинокулярное зрение — это зрение двумя глазами, при условии, что изображение, падающее на зрительную область в коре головного мозга, сливается в единый корковый образ. Благодаря бинокулярному зрению мы определяем расстояние от предмета до предмета, объем, взаимное расположение предметов. У новорожденных нет сочетанных движений глаз, они появляются лишь через 2-3 недели, однако бинокулярного зрения еще нет.

Условия для формирования нормального бинокулярного зрения:

* хороший оптический аппарат

* хороший световоспринимающий аппарат

* хороший мышечный аппарат.

Косоглазие – это патология, которая характеризуется отклонением одного глаза от общей точки фиксации и сопровождается нарушением бинокулярного зрения. Причинами косоглазия могут быть: аметропия (гиперметропия, миопия, астигматизм), неравномерность тонуса глазодвигательных мышц, ряд врождённых или приобретённых глазных заболеваний (катаракта, бельмо). При взгляде вдаль происходит дивергенция (разведение зрительных осей), а при взгляде вблизи — конвергенция (сведение зрительных осей). Кора головного мозга подавляет физиологическое двоение при переводе взгляда на ближние предметы и наоборот. Всякое расстройство бинокулярного зрения ведет к содружественному косоглазию. Оно чаще развивается в детском возрасте, движение глаз сохраняется в полном объеме. Характеризуется отклонением глаза от общей точки фиксации и нарушением бинокулярного зрения. Содружественное косоглазие может быть сходящимся и расходящимся. Возможны сенсорные нарушения: снижение остроты зрения, двоение в глазах, амблиопия (функциональное снижение зрения от его бездействия). Паралитическое косоглазие развивается вследствие поражения наружных мышц глаза, или их иннервации на разных уровнях: всегда наблюдается ограничение в сторону пораженной мышцы. Скрытое косоглазие является следствием отсутствия идеального мышечного равновесия, но при нём сохраняется симметричное положение глаз. Целью лечения косоглазия является восстановление бинокулярного зрения.

Бинокулярное зрение

Зачем нужно бинокулярное зрение?

Бинокулярное зрение — это зрение двумя глазами с формированием единого объемного зрительного образа, получаемого в результате слияния изображений от обоих глаз в одно целое.

Только бинокулярное зрение позволяет полноценно воспринимать окружающую действительность, определять расстояния между предметами (стереоскопическое зрение). Зрение одним глазом — монокулярное — дает представление о высоте, ширине, форме предмета, но не позволяет судить о взаиморасположении предметов в пространстве.

Кроме того, при бинокулярном зрении расширяется поле зрения и достигается более четкое восприятие зрительных образов, т.е. фактически повышается острота зрения. Полноценное бинокулярное зрение является обязательным условием для ряда профессий — водители, летчики, хирурги и т.д.

Механизм и условия для бинокулярного зрения

Основной механизм бинокулярного зрения — фузионный рефлекс — способность к слиянию в коре большого мозга двух изображений от обеих сетчаток в единую стереоскопическую картину.

Для получения единого образа предмета, необходимо, чтобы полученные на сетчатке изображения соответствовали друг другу по величине и форме и падали на идентичные, так называемые, корреспондирующие, участки сетчатой оболочки. Каждая точка поверхности одной сетчатки имеет в другой сетчатке свою корреспондирующую точку. Неидентичные точки — это множество несимметричных участков. Они называются диспаратными. Если изображение предмета попадает на диспаратные точки сетчатки, то слияния изображения не произойдет, и возникнет двоение.

У новорожденного отсутствуют согласованные движения глазных яблок, поэтому бинокулярного зрения нет. В возрасте 6-8 недель у детей уже появляется способность фиксировать объект обоими глазами, а у 3-4-месячного — устойчивая бинокулярная фиксация. К 5-6 мес. формируется непосредственно фузионный рефлекс. Формирование полноценного бинокулярного зрения заканчивается к 12 годам, поэтому нарушение бинокулярного зрения (косоглазие) считается патологией дошкольного возраста.

Нормальное бинокулярное зрение возможно при определенных условиях.

  • Cпособность к бифовеальному слиянию (фузии).
  • Cогласованная работа всех глазодвигательных мышц, обеспечивающая параллельное положение глазных яблок при взгляде вдаль и соответствующее сведение зрительных осей (конвергенция) при взгляде вблизи, а также правильные ассоциированные движения глаз в направлении рассматриваемого объекта.
  • Hасположение глаз в одной фронтальной и горизонтальной плоскости. При смещении одного из глаз вследствие травмы, воспалительного процесса в орбите, новообразования нарушается симметричность совмещения полей зрения.
  • Острота зрения обоих глаз не менее 0,3-0,4, т.е. достаточная для формирования четкого изображения на сетчатке.
  • Равные величины изображений на сетчатке обоих глазах — изейкония. Разные по величине изображения возникают при анизометропии — разной рефракции двух глаз. Для сохранения бинокулярного зрения допустимая степень анизометропии – до 2.0-3.0 диоптрий, это надо учитывать при подборе очков – если разница между корригирующими линзами очень большая, то, даже имея высокую остроту зрения в очках, пациент не будет обладать бинокулярным зрением.
  • Естественно, необходима прозрачность оптических сред (роговица, хрусталик, стекловидное тело), отсутствие патологических изменений в сетчатке, зрительном нерве и более высоких отделах зрительного анализатора (хиазма, зрительный тракт, подкорковые центры, кора больших полушарий)

Как проверить?

Существует много способов проверки бинокулярного зрения.

► Опыт Соколова с «дырой в ладони» заключается в том, что к глазу исследуемого приставлена трубка (например, свернутый листок бумаги), через которую он смотрит вдаль. Со стороны открытого глаза к концу трубки исследуемый приставляет свою ладонь. В случае нормального бинокулярного зрения за счет наложения изображений создается впечатление наличия в центре ладони отверстия, через которое просматривается картина, видимая, на самом деле, через трубку.

► Способ Кальфа, или проба с промахиванием — исследуют бинокулярную функцию с помощью двух спиц (карандашей и пр.) Исследуемый держит спицу горизонтально в вытянутой руке и пытается попасть им в кончик второй спицы, которая находится в вертикальном положении. При наличии бинокулярного зрения задача легко выполнима. При его отсутствии происходит промахивание, в чем можно легко убедиться, проведя опыт с одним закрытым глазом.

Читайте также:  Формирование дисфунции правого желудочка при остром инфаркте миокарда и хронической сердечной недост

► Проба с чтением с карандашом: на расстоянии нескольких сантиметров от носа читающего помещают карандаш, который закрывает часть букв. Но при наличии бинокулярного зрения за счет наложения изображений от двух глаз можно читать, несмотря на препятствие, не меняя положение головы — буквы, закрытые карандашом для одного глаза, видны другим и наоборот.

► Более точное определение бинокулярного зрения производится с помощью четырехточечного цветотеста. В основе лежит принцип разделения полей зрения правого и левого глаза, которое достигается с помощью цветных фильтров. Имеется два зеленых, один красный и один белый объекты. На глаза обследуемого надевают очки с красным и зеленым стеклами. При наличии бинокулярного зрения видны красные и зеленые объекты, а бесцветный окажется окрашенным в красно-зеленый цвет, т.к. воспринимается и правым, и левым глазом. Если имеется выраженный ведущий глаз, то бесцветный кружок окрасится в цвет стекла, поставленного перед ведущим глазом. При одновременном зрении (при котором в высших зрительных центрах воспринимаются импульсы то от одного, то от другого глаза) обследуемый увидит 5 кружков. При монокулярном зрении, в зависимости от того, какой глаз участвует в зрении, пациент увидит только те объекты, цвет которых соответствует фильтру этого глаза, и окрашенный в тот же цвет объект, который был бесцветным.

Бинокулярное зрение и косоглазие

При наличии косоглазия всегда отсутствует бинокулярное зрение, так как один из глаз отклоняется в какую-либо сторону и зрительные оси не сходятся на рассматриваемом объекте. Одна из основных целей лечения косоглазия – это восстановление бинокулярного зрения.

По наличию или отсутствию бинокулярного зрения можно отличить действительное косоглазие от мнимого, кажущегося, и от скрытого — гетерофории.

Между оптической осью, которая проходит через центр роговицы и узловую точку глаза, и зрительной осью, идущей от центральной ямки пятна через узловую точку к рассматриваемому объекту, имеется небольшой угол (в пределах 3-4 °). Мнимое косоглазие объясняется тем, что расхождение между зрительной и оптической осями достигает большей величины (в отдельных случаях 10°), и центры роговиц смещаются в ту или иную сторону, создавая ложное впечатление косоглазия. Однако при мнимом косоглазии сохранено бинокулярное зрение, что позволяет установить правильный диагноз. Мнимое косоглазие не нуждается в исправлении.

Скрытое косоглазие проявляется в отклонении одного из глаз в период, когда человек не фиксирует взором какой-либо объект, расслабляется. Гетерофория определяется также по установочному движению глаз. Если при фиксации обследуемым какого-либо предмета прикрыть один глаз ладонью, то при наличии скрытого косоглазия прикрытый глаз отклоняется в сторону. При отнятии руки, в случае наличия у больного бинокулярного зрения, глаз совершает установочное движение. Гетерофория, так же как и мнимое косоглазие, не нуждается в лечении.

причины нарушения бинокулярного зрения

Как уже было отмечено, в центре сетчатой оболочки глаза (прямо против зрачка) находится так называемое желтое пятно — место наилучшего видения. Ясно видеть одновременно двумя глазами можно только в том случае, если изображение рассматриваемого предмета попадает на желтые пятна сетчаток обоих глаз. Последнее обеспечивается за счет удивительно точных совместных движений обоих глаз. Такие движения осуществляют 12 мышц — по 6 в каждом глазу.

Нормальное совместное зрение обоими глазами, которое называют бинокулярным зрением (от латинских слов «би» — двойной и «окулюс» — глаз), обеспечивает одиночное и объемное восприятие рассматриваемого предмета и правильное определение его местоположения в пространстве.

При некоторых заболеваниях деятельность одной или нескольких мышц, от которых зависят движения глаз, нарушается, ослабевает. В результате этого при правильном положении одного глаза второй глаз начинает отходить к носу или к виску, т. е. возникает косоглазие. Появление его у взрослых людей ведет к возникновению раздвоения рассматриваемых предметов. При длительном и тягостном раздвоении могут помочь призменные очки, переносящие изображение в косящем глазу на желтое пятно сетчатки. Как уже отмечалось, призма отклоняет падающий на нее луч света в сторону своего основания. Поэтому при отклонении глаза к виску перед ним нужно поместить призму основанием к носу, при отклонении глаза к носу — основанием к виску. Не следует, однако, преувеличивать значение призм при этом заболевании. В комплексе лечебных мер по устранению косоглазия и связанных с ним осложнений они занимают скромное место и показания к их назначению редки.

Другой причиной нарушения бинокулярного зрения может быть неодинаковая величина изображений на сетчатках обоих глаз, так называемая анизейкония. Такое состояние чаще всего наблюдается при большой разнице в рефракции обоих глаз. При этом изображение каждого глаза не сливается в единое целое или сливается с трудом.

Способы исправления анизейконии

Для исправления анизейконии небольших степеней предложены специальные изейконические очки. В этих очках имеются стекла неодинаковой толщины. Более толстое стекло увеличивает величину изображения на сетчатке соответствующего глаза.

Если степень анизейконии велика, то приходится прибегать к помощи сложных оптических систем, состоящих из двух линз.

Иногда в одном глазу сочетаются разные рефракции или разные степени одной рефракции. Например, по вертикали глаз обладает дальнозоркой рефракцией, а по горизонтали соразмерной; или в одном направлении имеется близорукость слабой степени, а в другом — близорукость средней степени и т. д. Это зависит обычно от неодинаковой кривизны роговицы. Неодинакова поэтому и ее преломляющая сила в указанных направлениях. Ясного изображения светящейся точки на сетчатке такого глаза получить нельзя. Отсюда происходит название описанного оптического дефекта глаза — астигматизм, что в переводе с латинского означает «отсутствие (фокусной) точки». Пониженное зрение при астигматизме может быть улучшено только при помощи очков с цилиндрическими или торическими стеклами.

С возрастом происходит изменение аккомодации. Причиной этого является уплотнение хрусталика. Он становится все менее эластичным и постепенно теряет способность изменять свою форму. Соответственно уменьшается и преломляющая сила хрусталика. Ее уже недостаточно для ясного видения близких предметов. Глаза быстро устают, детали рассматриваемых предметов или книжный текст становятся нечеткими, появляется потребность отодвинуть предмет или книгу подальше от глаза. Такое состояние называется пресбиопией. Устранить вызванные ею явления и создать условия для зрительной работы на близком расстоянии можно только с помощью собирательных стекол, которые компенсируют сниженную аккомодацию. Потребность в очках возникает обычно в возрасте 40—45 лет. Каждые два— три года по мере снижения аккомодационной способности стекла приходится несколько усиливать. При дальнозоркости пресбиопия выявляется раньше, а при близорукости — позже или может вообще себя не проявить,

В некоторых случаях приходится пользоваться двумя парами очков — для дали и для близкого расстояния — или, что значительно удобнее, одной парой очков со стеклами разной преломляющей силы. Верхняя часть таких бифокальных, т. е. имеющих два фокуса, стекол служит для того, чтобы смотреть вдаль, нижняя — для работы на близком расстоянии.

Читайте также:  Признаки психического расстройства у мужчин как определить

причины нарушения бинокулярного зрения

Физиология глаза — Определение бинокулярного зрения, причины его нарушения

Определение бинокулярного зрения.

Проба с появлением двоения после смещения глаза пальцем (двоение появляется при бинокулярном зрении). При пробе с «промахиваем» исследуют бинокулярность с помощью двух карандашей.

Обследуемый держит карандаш в вытянутой руке и должен при быстром движении коснуться им кончика карандаша исследователя. Лучше держать карандаш в вертикальном положении.

Наличие или отсутствие бинокулярного зрения определяют с помощью «четырехточечного теста» — обследуемый наблюдает 4 светящихся кружка разного цвета через очки-светофильтры. Цвета кружочков и линз подобраны таким образом, что один кружок виден только одному глазу, два кружка — только другому, а один кружок (белый) виден обоим глазам.

Причины нарушения бинокулярного зрения.

Причинами нарушения бинокулярного зрения могут быть анизометропия, поражения глазных мышц, нарушения их иннервации, патологические процессы, протекающие в костных стенках или полости глазницы, приводящие к смещению глазного яблока, и др.

Иногда нарушения являются симптомом поражения ствола головного мозга, вызванного общими заболеваниями — инфекцией, интоксикацией, а также опухолевым процессом.

Значение бинокулярного зрения для выбора профессии.

Нарушение бинокулярного зрения вызывает ограничения в восприятии внешнего мира, так как невозможна правильная, быстрая оценка пространственных соотношений окружающих предметов. Возникают серьезные ограничения в выборе профессии (хирург, пилот, художник, космонавт, водитель и т.д.).

При утрате трудоспособности, связанной с нарушением зрительных функций, назначают врачебнотрудовую экспертизу.

Университет

одинаковая острота зрения в обоих глазах или острота зрения в худшем — не менее 0,3;

одинаковая рефракция (дальнозоркость либо близорукость) в обоих глазах;

одинаковая величина изображения на сетчатке;

симметричное положение глазных яблок;

согласованная работа глазо-двигательных мышц и нервной системы.

При обследовании врач определяет остроту зрения и подвижность глаз (вправо, влево, вверх, вниз). Как правило, острота зрения в косящем глазу понижена, однако при попеременном косоглазии может быть одинаково высокой на обоих глазах.

Свободная подвижность глаз указывает на содружественное косоглазие; значительное ограничение движений или полная неподвижность глаза — признак паралитического косоглазия, которое возникает при повреждении глазодвигательных мышц, нервов, головного мозга и обычно требует хирургического вмешательства. Лечение таких больных проводят невролог совместно с офтальмологом.

Самая распространенная форма косоглазия — врожденная. В ее основе — неправильное строение или прикрепление глазодвигательных мышц. Для патологии характерны рассогласованность или самопроизвольные движения глаз, недоразвитие конвергенции. Признаком врожденного косоглазия считается содружественная форма, проявляющаяся на 1-м году жизни, однако не все родители своевременно замечают периодические малые углы косоглазия. Нередко врожденные нарушения проявляются видимым отклонением глаза не сразу, а в возрасте 2–3 лет — по мере возрастания зрительной нагрузки. В связи с наличием мышечных изменений и больших углов отклонения основной вид коррекции врожденного косоглазия — оперативное вмешательство в раннем возрасте.

На 2-м месте среди причин косоглазия — нежелание носить очки. Без них дети с дальнозоркостью вынуждены бессознательно напрягать аккомодационные мышцы внутри глаза, что вызывает сильное напряжение внутренних прямых мышц и приводит к постепенному отклонению одного глаза кнутри (сходящееся косоглазие, которое сначала проявляется при приближении игрушек к лицу, затем — постоянно).

Близорукость, наоборот, не требует аккомодации при рассматривании предметов, поскольку глаза установлены на близкое расстояние, однако снижение или отсутствие аккомодации ослабляет импульс к конвергенции — и глаз начинает отклоняться кнаружи (расходящееся косоглазие).

Косоглазие может развиваться вследствие пониженной остроты зрения, обусловленной бельмом роговицы, катарактой, а также воспалительными, дистрофическими, посттравматическими и другими изменениями на глазном дне. В подобных случаях исчезает косоглазие только после излечения основной патологии.

Важно правильно организовать рабочее место школьника, контролировать посадку ребенка за столом (тетрадь во время письма расположена на расстоянии 33–35 см от глаз), через каждые 15–20 мин. зрительной работы устраивать перерыв на 5–10 мин.

Кроме того, ребенок должен носить очки и выполнять специальные упражнения: при близорукости больше заниматься с крупными предметами, при дальнозоркости — с мелкими, например, складывать мозаику, нанизывать бисер, перерисовывать через копировальную бумагу.

Обычно острота зрения начинает повышаться уже после 2–3 недель ношения повязки, у 95% детей достигает нормы через 4–6 месяцев. Иногда под влиянием окклюдора и ношения очков исправляется косоглазие (аккомодационное).

Но однократного повышения остроты зрения недостаточно. Для закрепления полученного эффекта офтальмолог назначает упражнения на тренажерах, которые могут использоваться в домашних условиях, — корректоре-локализаторе, амблиостимуляторе. Полезны упражнения на аппаратах для глазодвигательных мышц (мускул-тренере, конвергенц-тренере) либо перемещение предмета перед глазами ребенка.

Для развития бинокулярного зрения используют зеркальный стереоскоп, синоптофор.

На заключительном этапе лечения косоглазия проводят стереоскопические упражнения — чтение с решеткой у школьников, разделитель полей зрения у дошкольников.

Если ношение очков и упражнения на аппаратах не устраняют косоглазие, рекомендовано оперативное лечение. После однократного хирургического вмешательства косоглазие устраняется в 75–85% случаев. Повторная операция требуется, поскольку форсированные вмешательства в настоящее время не производятся, нельзя оперировать больше чем на 2 мышцах. Однако даже своевременная комплексная терапия приводит к излечению косоглазия только в 85% случаев.

Медицинский вестник, 10 июля 2008

Развитие зрения у детей в норме

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ

Все дети рождаются с низким зрением. Острота зрения новорожденного от светоощущения до 0,03. По мере совершенствования различных отделов зрительной системы и развития связей между клетками сетчатки и клетками головного мозга зрение быстро улучшается.

ВОЗРАСТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

В первый месяц жизни ребенка его зрение в результате недоразвития коры полушарий мозга является подкорковым, примитивным, диффузным светоощущением. Развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденных в виде слежения. Это врожденная функция: слежение продолжается секунды, при этом взор ребенка на предметах не останавливается. Со второй недели появляется фиксация, то есть более или менее длительная задержка взора на предмете при движении его со скоростью не более 10 см в секунду. Лишь ко второму месяцу, в связи с функциональным совершенствованием черепной иннервации, движения глаз становятся координированными. Как следствие появляется синхронное слежение-фиксация, то есть продолжительная бинокулярная (двумя глазами) фиксация взора. С этого времени осуществляется слияние двух зрительных восприятий от обоих глаз в одно – развивается одновременное зрение. Предметное зрение начинает проявляться у детей примерно со 2-го месяца жизни, когда ребенок живо реагирует на грудь матери. К 6-8 месяцам дети начинают различать простые геометрические фигуры, а с 1 года жизни – рисунки. В 3-летнем возрасте острота зрения равная единице обнаруживается у 5-10% детей, в 7 лет у 45-55%, в 9 лет у 60%, в 11 лет у 80%, в 14 лет у 90 % детей. Цветовое зрение появляется в 3-4 месяца и в основном формируется к 5-6 годам. На 3-4 месяце возникает сужение зрачка, когда ребенок фиксирует глазами близкие предметы, то есть появляется аккомодация (изменение преломляющей силы глаза посредством изменения формы хрусталика). До 3 лет цилиарная мышца находится в спастическом состоянии (спазм аккомодации). К концу первого полугодия появляются условные рефлексы: фиксация взглядом, содружественное движение глаз, конвергенция (поворот глаз кнутри при рассматривании близких предметов). Аккомодация и конвергенция (сведение зрительных осей обоих глаз при рассматривании предмета вблизи) тесно связанные функции: напряжение аккомодации приводит к увеличению конвергенции. В результате может произойти перекрест зрительных осей глаз и ребенок все предметы будет видеть двоящимися (диплопия). Чтобы избежать неприятных ощущений диплопии, ребенок будет использовать глаза поочередно или предпочтет использовать лучший глаз, подавляя изображение второго. По мере повышения остроты зрения в первые месяцы жизни ребенок, разглядывая объекты на разном расстоянии, начинает периодически получать четкое их изображение. Это служит стимулом для дальнейшей тренировки аккомодации. К концу 3-4 месяца жизни дети фиксируют осязаемые ими предметы устойчиво двумя глазами, то есть бинокулярно. В начале это плоскостное бинокулярное зрение. Осязая различные предметы, ребенок получает ощущения об их трехмерном измерении. Сопоставляя перемещение своего тела с изменениями величины получаемых от предметов изображений, дети, когда они начинают ползать и ходить, развивают вторую сторону бинокулярного зрения – пространственное расположение предметов и отстояние их от глаз. Высшая форма бинокулярного зрения – стереоскопическое (качественная характеристика трехмерного пространства) определяется уже в 6 лет, но полностью формируется к 12-15 годам. Бинокулярное зрение развивается нормально, если оба глаза используются одинаково и если изображения сливаются в одно. Когда изображения неодинаковые и не могут быть слиты, бинокулярное зрение не развивается. Основные причины нарушения развития бинокулярного зрения: различная рефракция на обоих глазах (подразумевается клиническая рефракция, характеризующая положение главного фокуса оптической системы глаза по отношению к сетчатке), косоглазие. При этом в зрительные центры головного мозга поступает от одного глаза четкое изображение, от другого глаза – размытое. В этом случае ребенок использует глаза поочередно или предпочтительно только один глаз. Если одно изображение не используется достаточно долго, структурные изменения зрительных путей приводят к развитию амблиопии в хуже видящем глазу, то есть к «ленивому глазу». Амблиопия – понижение зрения на одном или обоих глазах вследствие их бездеятельности.

Читайте также:  Пневмония в больнице сколько дней лечится, госпитализация, диагностика у взрослых воспаления легких 1

Рефракция значительно меняется в течение роста ребенка, особенно в первые 2 года жизни, в связи с быстрым ростом диаметра глазного яблока. Астигматизм (разная рефракция по двум взаимно перпендикулярным осям), часто определяемый в течение первого года жизни, обычно исчезает на протяжении второго года. Наиболее сильные аномалии рефракции, нарушающие развитие зрения, должны быть скоррегированы как можно раньше. Приучить к очкам младенца легче, чем убедить носить очки ребенка в возрасте 1 – 2 лет.

В норме глаза ребенка должны располагаться прямо, смотреть на один и тот же объект, и острота зрения должна быть симметричной. Иногда трудно определить, есть косоглазие или нет, особенно когда у ребенка широкая переносица. Тест на выявление косоглазия: посветить электрическим фонариком в глаза ребенка и посмотреть, симметрично или нет, отражается свет в зрачках обоих глаз. При малейшем подозрении на косоглазие ребенка нужно обследовать у офтальмолога. При лечении косоглазия могут потребоваться очки, аппаратное лечение, окклюзия глаз (глаза поочередно по определенной схеме закрываются окклюдором), хирургическое лечение. В каждом случае необходим индивидуальный подход. Задача лечения: поставить глаза прямо и обеспечить возможность нормального развития бинокулярного зрения. Раннее вмешательство при нарушениях бинокулярного зрения обычно означает, что потребуется меньше корректирующих действий и будет получен лучший результат. Тренировку и коррекцию нужно начать до того, как уменьшится пластичность функций коры головного мозга.

Острота зрения глаза может уменьшиться, если глаз не используется. В течение первого года жизни даже небольшое увеличение размеров века вследствие опухоли или отека способно настолько нарушить использование глаза, что это скажется на развитии центрального и бинокулярного зрения, причем даже после исчезновения припухлости. Следовательно, важно, чтобы отклонения от нормального развития были выявлены как можно раньше и немедленно принимались меры по их устранению. Развитие амблиопии чаще всего связывают с косоглазием. В амблиопичном глазу острота зрения значительно снижена и изображение от этого глаза не используется для осуществления зрительных функций более высокими отделами зрительной системы. Поэтому при обоих открытых глазах ребенок непроизвольно предпочитает изображение от лучшего глаза. Лечение амблиопии состоит в нейтрализации причины, вызывающей «неравенство» глаз. Для этого, прежде всего, проводится точная коррекция неправильной рефракции и назначается окклюзия глаз в различных вариантах. Обычно лучший глаз закрывают непрозрачным окклюдором и тренируют в игровых ситуациях амблиопичный глаз. Маленькому ребенку не нравится, когда ему заслоняют лучше видящий глаз. И здесь очень важно создать интересную игровую ситуацию, которая будет побуждать малыша использовать амблиопичный глаз. Тренировка должна проходить обязательно совместно с взрослым: разглядывание забавных картинок, работа с мозаикой, раскраски и обведение по контуру. Взрослый может рисовать что-то мелкое и советоваться при этом с ребенком, таким способом вынуждая его точно фокусировать взгляд на кончике карандаша. Когда использование ребенком амблиопичного глаза на близком расстоянии улучшится, следует начинать игры с мячом, которые требуют точной фиксации и прослеживания объекта на разных расстояниях. Чем интенсивнее тренировка, тем скорее будет заметен результат. Ситуация должна оставаться под контролем до школьного возраста, то есть до тех пор пока созревание зрительных функций не станет гарантией устойчивых результатов. Осознание важности раннего лечения и контроль развития зрения – путь к улучшению зрения детей.

КОНРОЛЬ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

1. Прямая и содружественная реакция зрачков на свет.

2. Общая двигательная реакция (рефлекс Пейпера) на освещение каждого глаза.

3. Кратковременное слежение в сторону медленно передвигаемого предмета, удаленного от глаз на 20-30 см.

2 – 3 НЕДЕЛИ

1. Слежение с кратковременной фиксацией передвигаемого предмета перед каждым глазом.

2. Общая двигательная реакция на световой раздражитель каждого глаза.

1 – 2 МЕСЯЦА

1. Сравнительно продолжительная бинокулярная фиксация ярких предметов, передвигающихся перед каждым глазом.

2. Натуральный условный рефлекс смыкания век на быстрое приближение к каждому глазу яркого предмета.

3. Натуральный условный пищевой рефлекс – активная реакция на вид груди матери.

1. Устойчивое бинокулярное слежение и бинокулярная фиксация предметов разной величины, удаленных от глаза на разные расстояния.

2. Узнавание на небольшом расстоянии от глаз матери и других близких с общей двигательной реакцией.

1. Различительная реакция на разнообразные простые знакомые и незнакомые игрушки, геометрические фигуры.

2. Узнавание близких лиц, знакомых животных на различном удалении от каждого глаза.

1. Различительная реакция на картинки, рисунки, игрушки различной величины и на различном удалении от глаз.

2. Активная реакция подвижности (поворота) глаз на перемещение предметов, людей, животных, машин и т. д.

1. Проверка остроты зрения по детским картинка разной величины на различных расстояниях от каждого глаза.

5 ЛЕТ И СТАРШЕ

1. Проверка остроты зрения по специальным таблицам с буквами и оптотипами.

Ссылка на основную публикацию
Физиология online Тематический план
Что такое нейротрансмиттеры и как они работают Одним из терминов, который вы будете видеть чаще всего на этом сайте и...
Фармакотерапия кашля в оториноларингологии ТРУДНЫЙ ПАЦИЕНТ
Противокашлевые препараты при сухом кашле При появлении этого болезненного симптома сначала нужно обеспокоиться поиском его причины, а уж потом –...
Фармакотерапия урологических нарушений при рассеянном склерозе Шварц Г
Недержание при рассеянном склерозе Актуальность. Рассеянный склероз (РС)– довольно распространённое заболевание. Вмире насчитывается около 2млн больных РС, вРоссии– более 200тыс....
Физиология вирусов — ПАРАГРАФ-WWW
Адсорбция вириона это Типы инфицирования клеток вирусами. Репродуктивный цикл вирусов. Основные этапы репродукции вирусов. Адсорбция вириона к клетке. По характеру...
Adblock detector