Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — причины, симптомы, диагностика и лечение

Нарушения речи ФФНР – причины, симптомы, методы коррекции

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФН – это речевое нарушение у детей, никак не зависимое от уровня интеллекта ребёнка и его физиологических данных. ФФН серьёзно тормозит развитие и требует как можно более быстрой коррекции с помощью логопеда.

Что такое ФФНР?

Речь – это не только непосредственно воспроизведение звука, а также его воприятие. Слух и речевой аппарат неразрывно связаны и одна часть не будет работать без другой. Исключения возможны во взрослом возрасте, но ребёнок, столкнувшийся в детстве с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, испытает сильные трудности с восприятием фонем, то есть первичных структур языка.

Чем дольше ФФН не корректируется, тем тяжелее могут быть последствия. На фоне неправильного восприятия информации социализация ребёнка оказывается под угрозой, как и приобретение им более сложных навыков вроде письма и чтения. Также это первый шаг к дисграфии и дислексии – неспособные воспринять информацию на слух дети начинают переносить свой опыт и на другие методы общения и познания.

Формы фонетико-фонематических дефектов речи

Логопедическим и педагогическим сообществом в классификации ФФН выделяется три основных стадии:

  1. Лёгкая степень. Звуковое восприятие ребёнка не нарушено, а только повреждено. Неправильно воспринимаются только отдельные звуки, в целом анализ на уровне нормы.
  2. Средняя степень. Количество звуков, которые ребёнок не способен воспринять, значительно увеличивается. От тяжёлой отличается тем, что в устной речи ориентация всё ещё присутствует.
  3. Тяжёлая степень. Полное нарушение понятия звуковой последовательности у ребёнка – он не различает их, не может структурировать и выделить отдельно от слова.

При всех трёх стадиях развития нарушения консультация или наблюдение у логопеда строго обязательны, если родители не обладают профильными знаниями.

Причины фонематического недоразвития речи детей

Фонетико-фонематическое нарушение может быть как приобретённым (чаще всего), так и врождённым – на восприятие звуков могут влиять как внешние факторы, так ошибки внутриутробного развития или родовые травмы.

Причины приобретённого ФФН:

  1. Травмы головного мозга. Сотрясения, просто сильные ушибы – всё это может оказать влияние.
  2. Длительные инфекции или вирусные заболевания. Долгая болезнь во время первого года, пока иммунитет ещё не сформирован, сильно травмируют все системы, в том числе и нервную.
  3. Плохая наследственность – в семье был кто-то с похожими проблемами в детстве.
  4. Сильные нервные потрясения и хронические стрессы в период активного развития речевой системы. Именно поэтому ФФН часто можно найти у детей из неблагополучных семей.

Половина ситуаций находится вне зоны влияния родителей, они могут лишь вовремя обратиться за коррекцией. Однако и в среде внешне благополучных семей находятся дети с ФНН – создать стрессовую атмосферу страха, недоверия и злобы можно в любых условиях.

Симптомы фонетико-фонематического нарушения речи

Работа логопеда начинается с диагностики и, к счастью, маленькие пациенты с фонетико-фонематическими нарушениями сразу видны среди других. Некоторые симптомы могут заметить только профессионалы, проводя тесты, а некоторые подмечают и сами родители.

  • задержка в развитии нервной системы;
  • трудности ребёнка с переключением внимания и, напротив, с фокусировкой на чём-либо;
  • прослеживаются затруднения в произношении определённых звуков, в ошибках ребёнка есть система;
  • физиологические признаки вроде “готического” высокого нёба и нарушений прикуса, строения губ;
  • проблемы с абстрактными понятиями;
  • явные нарушения артикуляции;
  • возможны проблемы с памятью.

В основном логопед понимает, что столкнулся с ФФН, когда определяет те фонемы, которые ребёнок не воспринимает. Если уровень интеллекта сооветствует возрасту, как и лексический запас, сомнений не остаётся.

Логопедическое обследование при ФФН

Логопед – основной специалист, который понадобится такому ребёнку, но диагностировать нарушение может и педиатр, консультируясь с отоларингологом. Если нет возможности посетить логопеда сразу, можно смело обращаться к этим врачам.

Определить тяжесть заболевания может только логопед. При осмотре он выявит дееспособность артикуляционного аппарата, исключит проблемы с речью по другим, более физиологическим причинам (травмы гортани и проблемы с дыхательной системой, например). Заключается обследование в тщательном осмотре гортани, изучения выписок от других специалистов, а также проведении специальных тестов, по результатам которых можно будет точно судить о ФФН.

Логопедические методы коррекции ФФН

Если причиной нарушения установлена психологическая травма, параллельно с логопедом ребёнка должен наблюдать психолог. Когда нарушения речи происходят из-за психотравмы, логопед не справится в одиночку.

Коррекция в дошкольных заведениях

Именно дошкольника легче всего избавить от ФФН быстро и “безболезненно” для самого ребёнка. Для дошкольника речевые функции очень важны, но их необходимость не сравнить с младшим школьным уровнем, когда включается фактор успеваемости.

Логопеду очень важно успеть с полным курсом коррекции в зависимости от степени тяжести до младшего школьного возраста, понять структуру индивидуального дефекта при ФФН. Для этого используется речевая практика, целенаправленная работа с проблемными звуками.

Логопедическая коррекция в младших классах

Если ребёнок уже владеет навыками чтения или даже письма (неважно, насколько качественно), несмотря на своё нарушение, работать с ним уже необходимо иначе. Проблема уже считается нарушением чтения и письма, основанном на фонетико-фонематическом недоразвитии.

Так как ребёнок получает в разы больше информации теперь, логопед может разными способами внедрять в речь проблемные фонемы. Младший школьник способен к более серьёзному звуковому анализу, чем дошкольник, но работа всё равно усложняется необходимостью “подгонять” ребёнка под нормы социального развития.

Артикуляционные упражнения

Для взрослого неочевидно то, как много усилий необходимо приложить ребёнку, чтобы правильно выговаривать слова. Это делается не силой мысли, а с помощью артикуляционного аппарата, который в свою очередь состоит из нескольких важных органов. Понятия о коррекции фонетико-фонематического недоразвития не было бы без общего комплекса упражнений, способных улучшить воспроизводимость звуков у большинства маленьких пациентов.

Для активной работы губ

Губы буквально формируют звуки, которые мы произносим. Типичные и привычные для нас мимические движения ещё не отпечатались в памяти ребёнка. Он, пытаясь произносить звуки, терпит неудачу именно из-за неправильной постановки губ

  1. “Поцелуйчик” – ребёнка учат вытягивать губы трубочкой будто для поцелуя. На самом деле способствует произношению гласных, а также шипящих/свистящих.
  2. “Улыбка” – зубы сомкнуты, а губы расплываются в как можно более широкой улыбке. Тренирует мимические мышцы губ. Можно чередовать с предыдущим упражнением.
  3. “Пятачок” – из позиции “поцелуйчика” ребёнка просят двигать сомкнутыми губами по кругу, меняя направление вращения.
Читайте также:  Боль внизу живота у женщин справа, причины тянущих, резких, колющих болей справа

Для тренировки языка

Язык по большей части управляется бессознательно – сам приподнимается к нёбу в спокойном состоянии, а его движения во время речи сложно различимы для обывателя. Специалисту же очевидно, что язык – самая важная часть артикуляционного аппарата и тренировать его нужно в первую очередь.

  1. “Игла” – нужно высунуть язык как можно дальше, но при этом держать его в напряжении, чтобы был острый кончик. Желательно держать до 10 секунд.
  2. “Лопатка” – задача также в том, чтобы высунуть язык как можно дальше, но уже в расслабленном состоянии.
  3. “Медок” – вызывает у детей небольшие трудности, но очень эффективно. Необходимо лизать верхнюю губу, но не снизу вверх, а сверху вниз.
  4. “Трубочка” – свернуть язык в трубочку, напрягая его. Чем круглее получится, тем лучше.

Также помогают щелчки и цоканье языком – это несложно и дети с удовольствием повторяют такое упражнение и дома.

Прогноз и методы профилактики ФФН

Главный метод профилактики – правильное, гармоничное эмоциональное воспитание ребёнка. Не заметить признаки ФФН может либо неопытный, либо равнодушный родитель. Если ребёнку уделять достаточно времени, а ещё лучше – водить к психологу и логопеду на профилактические осмотры, никакие приобретённые нарушения ему не грозят.

При наличии терапии и формирования речи у ребёнка на всех этапах, ФФН исчезнет уже спустя несколько месяцев или полгода. Проблема решаема и вытащить малыша можно из любой степени.

К фонетическому недоразвитию речи относится

Виды речевых нарушений

Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи

  1. Расстройства фонационного оформления высказывания:
    • Дисфония (афония)
    • Брадилалия
    • Тахилалия
    • Заикание
    • Дислалия
    • Ринолалия
    • Дизартрия
  2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
    • Алалия
    • Афазия

Нарушения письменной речи

  • Дислексия
  • Алексия
  • Дисграфия
  • Аграфия

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

Нарушения средств общения

  1. Фонетическое недоразвитие (ФНР)
  2. Фонематическое недоразвитие
  3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
  4. Общее недоразвитие речи (ОНР)

Нарушения в применении средств общения

  1. Заикание
  2. Логофобия (вербофобия)

Нарушения речи: основные варианты

Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения, как варианты нарушений экспрессивной стороны речи. Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата дислалия — область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устар. названия «заячья губа» и «волчья пасть») — ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера — дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятную речь — баттаризм, готтентотизм. Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем.

Нарушения темпа и ритма речи — брадилалия, тахилалия, полтерн (спотыкание), заикание (последнее расстройство — область логопедии, неврологии и психотерапии).

Нарушения голоса — афонии, дисфонии, открытая и закрытая формы ринофоний (устар. гнусавость), нарушения просодики и полетности голоса. Последние являются предметом как логопедии, так и фониатрии.

Нарушения импрессивной речи (восприятия и понимания речи) — отдельные варианты афазий.

Варианты распада речи — афазии (смежная область афазиологии, нейропсихологии и логопедии).

Варианты общего недоразвития речи и алалии.

Нарушения письменной речи, в частности, чтения (легастения, дислексия) и письма (аграфия, дисграфия).

Нарушения речевого развития при олигофрении (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).

Нарушения речевого развития при нарушениях слуха (область преимущественно сурдопедагогики).

Психолого-педагогическая или педагогическая классификация речевых нарушений была разработана Р.Е.Левиной в 50-60-х годах 20 века, когда возникла необходимость в организации групповых форм логопедической работы. Принципы группировки нарушений, положенные в ее основу, удобны при комплектовании речевых групп в детских садах, отборе детей в специальные учреждения. В этой классификации учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения. В ней выделяют:

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
  • Общее недоразвитие речи (ОНР)

Вторая группа — нарушения в применении средств общения. К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

Причины речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.

Выделяют следующие причины речевой патологии.

  1. Внутриутробная патология (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес., что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба, губ, раздвоенная губа, высокое «готическое» небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы.
    1. Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи.
    2. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка — вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.
    3. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими, даже незначительными факторами.
    4. Различные неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей).

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Основные направления медицинской и педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.

  1. Лечебные мероприятия:
    • медикаментозное лечение (по показаниям),
    • гомеопатия (по показаниям),
    • фитотерапия (по показаниям),
    • психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям),
    • физиотерапия (по показаниям),
    • массаж,
    • лечебная физкультура.
  2. Развитие познавательной деятельности.
  3. Развитие речи:
    • развитие понимания обращенной речи;
    • развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);
    • развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);
    • развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);
    • работа над дыханием и голосом;
    • работа над темпом и ритмом речи.
  4. Логоритмика.
  5. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.
  6. Формирование математических представлений.
  7. Подготовка к обучению грамоте.
  8. Физическое развитие.
  9. Эстетическое воспитание.
  10. Социальная адаптация:
    • формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
    • формирование представлений о самом себе.

Основные виды неправильного произношения

Нарушение произношения может касаться любого звука, но, в действительности, чаще всего это относится к определенным группам звуков.

Так, довольно высок процент неправильного произношения свистящих и шипящих звуков, а также звуков [Р] и [Л]. Реже встречаются дефекты произнесения заднеязычных звуков ([К], [Г], [Х] и их мягких пар) и звука [j] (йот). Среди замен звуков можно выделить дефекты озвончения, при которых звонкие согласные звуки уподобляются глухим (парным по признаку глухости-звонкости), и дефекты смягчения, выражающиеся в мягком произнесении твердых звуков, например: «лук» — «люк», «сам» — «сям».

Существует зависимость частоты и разнообразия проявлений нарушения произношения от сложности артикуляции звуков: чем сложнее звук, тем позже появляется он в речи ребенка и тем труднее усваивается его правильное произношение.

Принято выделять следующие виды неправильного звукопроизношения:

  • сигматизм — дефект произношения свистящих и шипящих звуков;
  • ротацизм— дефект произношения звуков [Р], [Р’];
  • ламбдацизм — дефект произношения звуков [Л], [Л’];
  • каппацизм — дефект произношения звуков [К], [К’];
  • гаммацизм — дефект произношения звуков [Г], [Г’];
  • хитизм— дефект произношения звуков [Х], [Х’];
  • йотацизм— дефект произношения звука [j](йот).

Эти международные термины образованы от названий букв греческого алфавита, соответствующих основному звуку каждой из вышеперечисленных групп.

Случаи замены звука носят те же названия, только с добавлением приставки «пара-»: парасигматизм и т.д.

Диагностика и лечение фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

Одна из наиболее распространенных логопедических патологий у детей — фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Отсутствие своевременной работы над устранением этого нарушения впоследствии приводит к проблемам при формировании навыков письма и чтения у школьников и к ряду психологических проблем.

Общая характеристика патологии

Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) относится к психолого-педагогическим речевым нарушениям. Логопедическое заключение о том, что у ребенка ФФНР, дается в случае, если наблюдается стойкое нарушение произношения и восприятия фонем (минимальных смысловых единиц языка) при нормальном биологическом слухе и сохранном интеллекте.

О фонетико-фонематическом недоразвитии речи говорят, если у ребенка наблюдается искажение, замена или пропуск звуков и отсутствие их дифференциации, а также нарушение слоговой структуры слова и лексико-грамматического строя речи, и эти нарушения сохраняются по достижении ребенком возраста 4 лет.

Классификация

Различают следующие степени ФФНР в зависимости от выраженности нарушения:

  • Легкая степень. Характеризуется нарушением распознавания только некоторых звуков, дефектно произносимых. В целом речь ребенка понятна окружающим, анализ и синтез слов соответствуют возрасту.
  • Средняя степень. Отсутствует дифференциация уже в нескольких группах звуков, причем это касается даже тех фонем, которые произносятся ребенком правильно. Наблюдается некоторое нарушение слоговой структуры слова и грамматического строя речи. Лексический запас ограничен.
  • Для тяжелой степени характерны выраженные затруднения в различении звуков разных групп, в их воспроизведении, в звуковом анализе и синтезе (ребенок не может определить, из каких звуков состоит слово, их последовательность, затруднено слияние звуков в слово). Явно выражено нарушение слоговой структуры слова (перестановка и пропуск слогов, разбавление лишними звуками и слогами) и лексико-грамматического строя речи (словоизменение, употребление предлогов, порядок слов в предложении, развернутость фразы, обширность и активность словарного запаса). Речь в целом затруднена для понимания окружающих.

Особенности психических процессов при фонетико-фонематическом недоразвитии речи

При сохранном интеллекте у ребенка наблюдается ряд особенностей психических процессов, наиболее важных для обучения:

  • Формирование абстрактного мышления происходит позже и с затруднением. В связи с этим ребенку труднее выполнять задания, не связанные с конкретными действиями с предметами или наглядными образами.
  • Объем памяти недостаточен. Это является одной из причин малого словарного запаса.
  • Скорость мыслительных процессов снижена. Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий.
  • Снижена концентрация внимания, вследствие чего ребенок переключается на другой объект или деятельность, не закончив выполнение задания, попросту говоря— отвлекается.

Причины патологии

Выделяются врожденные и приобретенные причины ФФНР.

Ко врожденным причинам относятся следующие факторы:

  • патологии беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия плода;
  • травматизация новорожденного при родах;
  • генетические заболевания;
  • несформированность или патология артикуляционного аппарата (например, парез подъязычного нерва).

Приобретенные причины:

  • нарушенная или недостаточная речевая среда в семье (например, глухие родители);
  • психотравмирующая обстановка в семье;
  • травмы, затрагивающие артикуляционный аппарат;
  • психоэмоциональные травмы (например, сильный испуг).

Если имела место ситуация, связанная с одной или несколькими причинами из перечисленного списка, следует внимательно следить за речевым развитием ребенка. В работе логопеда выяснение причины ФФНР важно для грамотного построения схемы коррекционной работы.

Симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи

Речь в норме должна быть сформирована к началу пятого года жизни ребенка:

  • большинство звуков произносятся правильно;
  • фонемы различаются на слух и в собственной речи;
  • фразы развернуты;
  • слова из активного словаря не искажаются;
  • лексический запас разнообразен.

Поскольку речь является одним из важнейших психических процессов, необходимо вовремя выявить фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка, чтобы своевременно провести коррекционную работу по его исправлению. Для этого следует знать симптоматику ФФНР:

  1. Нарушение звукопроизношения:
    • дефектное произношение звука или нескольких звуков из одной группы (например, сонорный [р] произносится грассирующе);
    • замена одного звука другим, как из этой же группы (ворона — волона, молоко — мороко), так и из других групп (колесо — ковесо, шишка — сыска);
    • замена мягкого звука твердым и наоборот;
    • пропуск звуков, особенно при стечении нескольких согласных (космонавт — космонат), хотя бывает и выпадение единичной фонемы (выкупать — выупать).
  2. Нарушение слоговой структуры слова:
    • перестановка слогов;
    • пропуск слогов;
    • добавление лишнего звука или слога.
  3. Нарушение фонематического восприятия:
    • ребенок не различает на слух правильно произнесенное слово и слово с дефектной фонемой — это касается и собственной речи, и речи окружающих;
    • в словах не дифференцируются звуки, особенно из одной группы;
    • не воспринимается последовательность звуков в слове;
    • затруднено вычленение звука из слова (звуковой анализ) и обратный процесс (синтез слова из звуков).
  4. Ограниченность лексического запаса (бедный словарь).
  5. Нарушение грамматического строя речи:
    • неверное словоизменение, например, в словосочетании с согласованием слова употреблены в разных падежах (зимним узорах);
    • неправильное употребление предлогов (зайти на магазин) или их пропуск;
    • грубое нарушение порядка слов, не соответствующее сути высказывания;
    • фраза преимущественно не развернутая.

В первую очередь внимание родителей привлекает нарушенное звукопроизношение, по поводу которого и обращаются к специалистам. Но важно знать, что иногда при фонетико-фонематическом недоразвитии произношение звуков практически не нарушено, а вот остальные проблемы имеются и ярко выражены. В дальнейшем они оказывают отрицательное влияние на обучение ребенка в школе.

Диагностика

Своевременная диагностика играет значимую роль в эффективной коррекции ФФНР. При возникновении у родителей тревоги по поводу речевого развития ребенка необходимо сразу же обратиться к специалистам. Необходима консультация и заключение следующих врачей:

  • Отоларинголог или лог-сурдолог. Обследование этим специалистом необходимо для исключения наличия патологии органов слуха или нейросенсорной тугоухости (подтверждение, что биологический слух в норме). При необходимости врач назначит аудиометрию — это обследование безболезненное, безопасное и довольно быстрое.
  • Невролог. Обязательно обследоваться у данного специалиста с целью выявления возможных неврологических проблем, которые могут быть причиной логопедической патологии. Скрупулезное обследование у невролога позволяет выстроить максимально эффективную коррекционную работу.
  • Заключение педиатра об общем здоровье ребенка. Также не будет лишним, если педиатр сделает краткую выписку истории первых лет жизни ребенка из медицинской карты.
  • Медицинский логопед. Обследование у этого специалиста позволит выявить наличие и определить характер имеющейся у ребенка речевой патологии по клинико-педагогической классификации.

Собрав максимально возможное количество информации о причинах и наличии патологии, необходимо обратиться к педагогу-логопеду. Его обследование должно быть тщательным и охватывающим все аспекты речевой деятельности и все психические процессы, необходимые для ее нормального формирования. Логопед изучит медицинские заключения и проведет диагностику, заключающуюся в следующем:

  • Обследование артикуляционного аппарата ребенка на наличие нарушений, препятствующих нормальному звукопроизношению. В обязательном порядке исследуется прикус, сформированность зубного ряда, достаточность подвижности органов артикуляции (губы, челюсть, язык).
  • Проверка развитости речевого дыхания ребенка, его голоса (высота, тембр, сила).
  • Тщательный анализ звукопроизношения (искажение, замена, пропуск фонем) Проверка звукового анализа и синтеза слов (воспроизведение, вычленение и понимание звуков, слогов, слов из речи).
  • Обследование лексического запаса ребенка (пассивный и активный словарь).
  • Исследование грамматического оформления речи.
  • Обследование мелкой моторики, внимания, памяти, мыслительной деятельности.

Результат обследования логопед документально фиксирует, после чего выносит заключение о наличии фонетико-фонематического недоразвития. Качественное логопедическое обследование не может быть быстрым.

Затем логопед заводит речевую карту ребенка, с которым будет проводиться коррекционная работа по устранению ФФНР. В эту карту заносятся исходные данные ребенка (имеющиеся нарушения), в дальнейшем здесь будет отражаться динамика работы.

Коррекционная работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

В коррекционной деятельности по устранению ФФНР у ребенка выделяют три раздела:

  1. Подготовительный (артикуляторный). Уточняется и закрепляется артикуляция и произношение сохранных и легко артикулируемых звуков с целью развития фонематического слуха и фонемного анализа. Также эти звуки в дальнейшем послужат основой для постановки правильного произношения нарушенных звуков. Ведется работа по постановке дефектно произносимых звуков и дальнейшей их автоматизации в слоге, слове, фразе.
  2. Дифференцировочный. Ребенок сравнивает сходные по артикулированию и акустике звуки, причем не только на слух, но и в собственном произношении. Проводится работа по вычленению звука из слова или из ряда звуков, из предложения. Особое внимание уделяется работе над гласными звуками (артикуляции и четкому произношению), поскольку гласный звук— основа слога, от произношения которого во многом зависит четкость речи.
  3. Формирование звукового анализа и синтеза: овладение терминами, связанными с речью, деление слова на слоги и наоборот (составление слов из слогов), вычленение звуков из слова и наоборот (синтез слова из звуков).

Параллельно с вышеописанными мероприятиями ведется работа по развитию лексико-грамматического строя речи:

  • Обогащение словарного запаса ребенка, введение в активное употребление новых для него слов.
  • Развитие навыка словообразования (снег — снежный, ходит — выходит) и словоизменения (согласование в числе, роде и падеже, а также верное употребление падежей в зависимости от речевой конструкции).
  • Формирование навыка построения простого распространенного предложения (обогащение предложения определениями, обстоятельствами, дополнениями), а также сложных предложений разных видов.
  • Работа над развитием диалогической и связной речи.

Коррекционные мероприятия также направлены на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, абстрактного мышления и мыслительных процессов.

Как правильно развивать мелкую моторику у детей − расскажет эта статья.

В зависимости от причин ФФНР может проводиться общий и/или логопедический массаж, может потребоваться лечение у невролога.

В чем польза логопедического массажа языка и как его проводят − читайте тут.

Прогноз

Если в дошкольном возрасте коррекция при ФФНР не проводилась или была недостаточной, это приводит к тому, что у ребенка в школе возникают трудности с формированием навыков чтения и письма, в связи с чем у него диагностируется дислексия и дисграфия. Обучение в таком случае не может быть успешным, что приводит к психологическим проблемам.

Своевременное выявление и полноценная коррекция полностью устраняют проявления ФФНР легкой и средней степени и позволяют добиться значительных улучшений при тяжелой степени. В некоторых случаях даже у детей с тяжелой степенью ФФНР удается свести проявления патологии к минимуму.

Для достижения максимально положительной динамики требуется кропотливая работа не только врачей, но и родителей ребенка.

Профилактика

В целях предупреждения ФФНР рекомендованы следующие меры:

  • предупреждение внутриутробных патологий, а также остальных врожденных причин ФФНР;
  • постоянное наблюдение за неврологическим статусом ребенка и при необходимости лечение у невролога;
  • создание в семье комфортной психологической обстановки;
  • предотвращение психотравмирующих ситуаций;
  • уделение максимально возможного количества времени развитию малыша, как общему, так и речевому;
  • создание правильной речевой среды в семье (ни в коем случае нельзя переходить на язык ребенка, объясняясь с ним дефектными словами), ребенок должен слышать образец правильной речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — логопедическая патология, проявления которой при правильной и своевременной коррекции вполне поддаются либо полному устранению, либо сводятся к такому минимуму, при котором в дальнейшем не препятствуют общению и обучению ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Фолликулярная киста и беременность можно ли зачать ребенка
Можно ли забеременеть после удаления кисты яичника Киста яичника у женщин – это заполненное жидкостью выпячивание, образующееся на поверхности одного...
Физиология online Тематический план
Что такое нейротрансмиттеры и как они работают Одним из терминов, который вы будете видеть чаще всего на этом сайте и...
Физиология вирусов — ПАРАГРАФ-WWW
Адсорбция вириона это Типы инфицирования клеток вирусами. Репродуктивный цикл вирусов. Основные этапы репродукции вирусов. Адсорбция вириона к клетке. По характеру...
Фолликулярная киста яичника этиология и причины заболевания, вероятность забеременеть, методы лечени
Фолликулярная киста яичника: причины, симптомы, лечение Фолликулярная киста яичника – это новообразование в области придатка матки. Заболевание является достаточно распространенным...
Adblock detector