Формы дислалии, их характеристика

13. Дислалия. Причины и виды.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Выделяют 2 формы: 1)функциональную 2) механическую (органическую).

Функциональные возн. в детском возрасте в проц. усвоения системы произнош, а механич. — в любом возрасте вследствие поврежд. периферич. Речевого аппарата.

Функциональная м.б. вызвана: а)общей физич/ ослабленностью, обусловл-й частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции; б)недостаточной степенью развития фонематического слуха; в)неблагоприятными социальными и речевыми условиями, в которых воспитывается ребенок; г)двуязычие в семье.

Причины механической: врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата: 1)недостатки строения челюстно-зубной системы: а)дефекты в строении зубного ряда; б)дефекты в строении челюстей в)укороченная или слишком массивная уздечка языка; 2)патологические изменения величины и формы языка; 3)неправильное строение твердого и мягкого неба; 4)атипичное строение губ (толстые, массивные губы, узкие, тонкие, малоподвижные)

Функциональная – наруш. воспроизв. звуков, речевой аппарат не имеет патологич. изменений. В детском возрасте.

Акустико-фонематич. — несформированность фонематического слуха.

Артикуляторно-фонематич. — несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. Артикуляторно-фонетическая (обусловлена неправильно сформированными артикуляторными позициями, что приводит к искажению или пропуску звука).

Механическая — неправильное произношение обусловлено выраженными нарушениями в строении артикуляционного аппарата. В зав-ти от колич-ва наруш-х групп звуков: мономорфная (нарушен или 1 звук или 1 группа звуков) и полиморфную – наруш. 2 и более групп звуков.

Нарушения звукопроизношения могут проявляться по-разному:

1) отсутствует: акета (ракета); 2) произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: вместо нормативного с — межзубный с; 3) заменяется звуком, более простым по артикуляции (л-»у).

В_зав-ти от того, какие звуки несформир-ны или нарушены, виды недостатков.

1. Сигматизм — недостатки произн. свист. и шипящ. звуков. 2. Ротацизм — недостатки произношения звуков р и р’. 3. Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л’. 4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к’; гаммацизм — звуков г и г’: хитизм — звуков х и х’; йотацизм — звука и. 5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. 6. Дефекты смягчения — недостатки произн. мягких согл. звуков замена парными твердыми.

14. Ринолалия, причины, классификация

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия обычно сопровождает врожденные расщелины твердого и мягкого неба, дефекты носовой полости, которые изменяют структуру и функцию речевого аппарата, и, следовательно, и механизм формирования звуковой стороны речи. Выделяют три формы ринолалии: 1)открытая 2)закрытая 3)смешанная

В зависимости от причины возникновения может быть органической (механической) и функциональной; врожденной и приобретенной.

Открытая ринолалия — патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость. Открытая ринолалия может быть органической (механической) и функциональной. Органическая (механическая) ринолалия бывает врожденной или приобретенной. Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого неба, укорочение мягкого неба. Приобретенная открытая ринолалия может возникнуть при перфорации твердого или мягкого неба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого неба. Открытая функциональная ринолалия чаще всего обусловлена гипокинезом мягкого неба. Закрытая ринолалия обусловлена направленностью речевого выдоха только через рот при всех звуках, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м’, н’ и тембр голоса. Различают две формы закрытой ринолалии: органическую (механиче-скую) и функциональную. При органической (механической) форме речевое нарушение связано с анатомическими дефектами областей зева, носа, носоглотки (аденоиды, по-липы, искривление носовой перегородки). При функциональной форме наблюдается гиперфункция мягкого неба: мягкое небо всегда приподнято и преграждает в той или иной степени путь воздушной струе в нос. Смешанная ринолалия — состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный небно-глоточный затвор. На произношение это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем. Смешанная ринолалия может быть органической (механической) или функциональной.

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия – дефекты звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены) неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального характера направлена на формирование артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого окружения.

  • Причины функциональной дислалии
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы функциональной дислалии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция функциональной дислалии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение
Читайте также:  Что делать, если болят глаза после сварки быстрое облегчение боли

Общие сведения

Как отдельная речевая патология, функциональное косноязычие впервые было выделено профессором-фониатром М. Симаном в 1955 году. В логопедии функциональные расстройства звукопроизношения противопоставлены механической дислалии, вызванной органическими нарушениями строения периферических органов речи, и дизартрии, связанной с нарушениями их иннервации. При функциональной форме дислалии анатомические дефекты и иннервационная недостаточность отсутствуют, неточность произношения фонем связана с незавершенным созреванием центрального речевого аппарата либо с пробелами воспитания. Своевременно нескорректированные дефекты артикуляции и фонематического слуха в последующем служат базой для формирования нарушений письма и чтения.

Причины функциональной дислалии

У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена, физический слух сохранен. Выявляемые произносительные дефекты обусловлены нарушением протекания нейродинамических процессов в коре головного мозга. Функциональная дислалия может быть вызвана как биологическими, так и социальными (педагогическими) факторами:

  • Биологические предпосылки. Включают задержку психоречевого развития, соматическую ослабленность ребенка вследствие частых инфекционных заболеваний, хронических патологий, гиповитаминозов, расстройств питания (дистрофий). Нарушение общего физического развития предопределяет нейродинамический дефицит, который выражается в ослаблении тонких дифференцировок в речеслуховом или речедвигательном анализаторе. Артикуляционные движения неточны, речевые кинестезии нечеткие, фонематический слух недоразвит.
  • Социальные предпосылки. К ним относятся случаи неправильного воспитания речи детей: подражание родителей лепетному произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных образцов речи взрослых (картавости, смазанности звучания, диалектных черт). На становлении детской речи отрицательно сказывается нахождение в двуязычной среде – в этом случае особенности звукопроизношения, нормативные для одного языка, могут переноситься в другой, где не являются нормой. Наконец, причиной дислалии может выступать позднее обращение к логопеду или педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на дефектное произношение и не участвуют в развитии речи ребенка.

Патогенез

Механизм возникновения функциональной дислалии связан с несбалансированностью и слабостью динамики нервных процессов в головном мозге. Корковые отделы речеслуховой и речедвигательной систем без патологии, но равновесие возбуждения и торможения в них нарушено, раскоординировано. Характер ведущего дефекта определяется локализацией нарушений корковой нейродинамики. Если данное явление затрагивает центр моторной реализации речи (зону Брока), возникает преимущественно моторная недостаточность: первично страдает воспроизведение фонем, вторично – речевой слух. При локализации нейродинамических нарушений в сенсорной речевой зоне (центре Вернике) первичным дефектом являются недостатки звуковосприятия и звукоразличения; на этом фоне в экспрессивной речи возникают смешения и замены фонем.

Классификация

На основании патогенетического подхода, учитывающего преобладание речеслуховой или речедвигательной недостаточности, выделяют три формы функциональной дислалии: моторную, сенсорную и смешанную. Данная классификация рассматривает психофизиологические механизмы речи, которые нарушены у ребенка и требуют логопедической коррекции в первую очередь:

  • Моторная дислалия. Обусловлена недостаточной готовностью органов артикуляции выполнять сложные речедвигательные акты: удерживать язык и губы в нужной позиции, переключаться с одной артикулемы на другую. В результате моторной неловкости и недифференцированности движений органов речи вместо правильного звукопроизношения закрепляется дефектное.
  • Сенсорная дислалия. Вызвана недоразвитием речевого слуха, ведущим к затруднению узнавания и различения оппозиционных звуков. При данной форме косноязычия не сформирована фонематическая система языка.
  • Сенсомоторная (смешанная) дислалия. Моторные и сенсорные акты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому в основе дефектного произношения могут лежать сочетанные нарушения. Так, при сенсорной недостаточности страдает формирование звуковых кинестезий, а неточность произношения, в свою очередь, отрицательно сказывается на выработке слуховых дифференцировок.

Кроме характера функциональных сдвигов в центральном звене речеобразования, при классификации учитывают ведущий дефект – фонетический или фонематический. В соответствии с этим критерием дислалия делится на несколько видов:

  • Акустико-фонематическая. В ее основе – неумение ребенка различать на слух акустически близкие фонемы. Дефекты звукопроизношения представлены либо отсутствием звуков, либо их смешением или заменами. Все звуки произносятся нормативно, не искажаются.
  • Артикуляторно-фонематическая. Нормативная артикуляционная база не сформирована, поэтому вместо правильных ребенок использует артикуляторно более простые или близкие звуки. На основе схожести фонем по месту или способу образования возникают их замены либо смешения.
  • Артикуляторно-фонетическая. Нарушения затрагивают фонетический уровень речи при полной сохранности фонематических процессов. Проявляется звуковыми искажениями – использованием в речи неправильных вариантов того или иного звука. Полное отсутствие звука встречается редко.

Симптомы функциональной дислалии

Различные формы косноязычия имеют общие проявления, вместе с тем, каждая из них характеризуется своим особым набором признаков. Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии. Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.

При акустико-фонематическом варианте звуки опознаются неверно, что сопровождается неправильным восприятием слова (вместо «бочка» – «почка», вместо «гора» – «кора»). Ребенок смешивает и заменяет фонемы, сходные по акустическим признакам (звонкие и глухие, твердые и мягкие, соноры (р-л), шипящие и свистящие). Редко наблюдается полное отсутствие той или иной фонемы по причине того, что ребенок не выделяет ее на слух ни в речи окружающих, ни в своей речи.

Читайте также:  Авидность антител IgG к цитомегаловирусу — что это такое

Артикуляторно-фонематическая форма дислалии может протекать двояко. В первом случае из-за несформированности артикуляторных укладов ребенок использует звуки, более простые по артикуляции. При другом варианте, несмотря на усвоение всех артикуляторных позиций, ребенок путает положение языка и губ, произнося слова то правильно, то неверно. Замены и смешения касаются звуков, близких по способу или месту образования: шипящих и свистящих (крыша» — «крыса»), смычно-взрывных передне- и заднеязычных («Толя» — «Коля»), твердых и мягких пар звуков («мал» — «мял»), соноров («рука» — «лука»), аффрикат («цапля» — «чапля»).

Произносительные дефекты при артикуляторно-фонетической форме представлены различными видами ротацизма, сигматизма, ламбдацизма, неточностью произношения небных звуков (каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, йотацизмом). Неправильный вариант звука (аллофон) близок по звучанию к нормированному, поэтому без труда распознается окружающими (например, картавое «р»). Искаженная артикуляция прочно закрепляется в фонетической памяти ребенка и самостоятельно не исчезает, однако никак не влияет на письмо.

Осложнения

Дефектное произношение, прежде всего, отражается на коммуникативной функции: сверстники с трудом понимают речь ребенка-дислалика, высмеивают и передразнивают его. Это может самым негативным образом отразиться на психическом здоровье, став причиной замкнутости, невротических расстройств, девиантного поведения у детей. Функциональная дислалия, а именно ее акустико-фонематическая и артикуляторно-фонематическая формы, вызывает затруднения звукового анализа и синтеза, что в школьные годы проявляется ошибками на письме (дисграфией) и при чтении (дислексией). Ребенок допускает ошибки как при письме под диктовку, так и при написании творческих работ – сочинения, изложения. Следствием этого служит неуспеваемость по гуманитарным предметам, что еще больше усугубляет социальную отверженность и уход в себя.

Диагностика

Определение формы дислалии (механической, функциональной) и вида последней проводится в рамках консультации логопеда. Полученные в ходе логопедической диагностики данные имеют ключевое значение для планирования тактики коррекционно-педагогического воздействия. Во время диагностики используется материал и задания, соответствующие возрасту обследуемого.

  • Сбор анамнеза. Осуществляется в ходе беседы со взрослыми — родителями или другими представителями ребенка. Основные интересующие вопросы касаются течения антенатального периода, доречевого и речевого развития ребенка, перенесенных в раннем детстве заболеваний, наличия в семье дефектов произношения и двуязычия. Логопед может попросить предоставить заключения невролога, отоларинголога, педиатра о состоянии здоровья ребенка.
  • Оценка речевой моторики. Для обследования артикуляторного праксиса ребенка просят выполнить ряд специальных упражнений: открыть и закрыть рот, вытянуть в трубочку и растянуть в улыбке губы, высунуть широкий и узкий язык и др. При этом оценивается объем, точность, активность, темп выполнения движений, мышечный тонус.
  • Обследование звукопроизношения. Ребенку предлагают назвать изображенные на картинках предметы. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы предъявляемый звук находится в различных позициях: в начале, середине и на конце слов. При этом выявляется характер дефектного звукопроизношения: замена, пропуск, смешение, искажение звуков.
  • Проверка фонематического слуха. На данном этапе особое внимание уделяется проверке дифференциации фонем, сходных по звучанию или артикуляции. Ребенка просят повторять за логопедом слоги (са-ша, да-та), предъявляют картинки с изображением предметов, обозначаемых словами с оппозиционными согласными.

Практическую сложность может представлять дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии – при последней также имеет место нечеткость и смазанность артикуляции, однако также будет отмечаться паретичность или дистония мышц, нарушения речевого дыхания и просодики. Внутри функционального косноязычия наибольшую трудность представляет разграничение артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии.

Коррекция функциональной дислалии

При выборе приоритетного направления ориентируются на структуру речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии главным вектором будет являться развитие фонематики, при артикуляторно-фонетической дислалии – речевой моторики, при артикуляторно-фонематической – обоих процессов в равной степени:

  • Развитие артикуляционного праксиса. Достигается путем тренировки мышц, участвующих в произношении «трудных звуков», и уточнения артикуляционных поз. С этой целью рекомендуется к выполнению специальный комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на выработку направленной воздушной струи, логопедический массаж. Только после этого переходят к звукопостановке, закреплению и дифференциации вызванных звуков.
  • Развитие фонематических процессов. Ведется параллельно с работой над артикуляцией. Включает формирование слухового внимания, памяти, различения фонем. Ребенку объясняют отличия в артикуляционном укладе и характеристиках смешиваемых фонем. Используются игры на звукоподражание, узнавание неречевых звуков, упражнения на звуковой анализ и синтез.

Кроме тренировки навыков во время логопедических занятий, необходима их многократная отработка в группе детского сада и дома (повторение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, выполнение домашних заданий в рабочей тетради, заучивание чистоговорок и стихов). Только после закрепления сформированных речевых умений в ситуациях свободного общения логопедическая работа может считаться законченной.

Прогноз и профилактика

Несмотря на возможные трудности, функциональная дислалия поддается полной и стойкой коррекции. Сроки преодоления речевого дефекта индивидуально вариабельны, во многом зависят от количества нарушенных звуков, регулярности посещения занятий, заинтересованности ребенка и родителей в преодолении косноязычия. Нужно стремиться, чтобы все фонематические и произносительные дефекты были устранены в дошкольном периоде. В случае более позднего обращения, необязательного отношения к занятиям недочеты звуковосприятия и звукопроизношения могут приобрести стойкий характер и отразиться на письменной речи. Профилактика предусматривает охрану здоровья ребенка, начиная с его внутриутробного развития, внимание родителей к развитию детской речи (поощрение речевой активности, разучивание потешек и стихов, развитие ручной моторики), окружение ребенка правильными образцами для речеподражания.

Читайте также:  Стоматология Лаборатория Эстетической Стоматологии - цены и отзывы

Разновидности дислалии: функциональная, механическая.

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дислалия. Учитель-логопед МОУ «Ракитянская СОШ №1» Жерновая Н.В.

Дислалия – от греческого dis – расстройство, lalia – речь. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. нарушение речи, когда у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, умеет строить предложения и согласовывать в них слова, речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одной группы или нескольких).

Механическая дислалия – вид неправильного звукопроизношения, которая вызывается органическими дефектами перефирического речевого аппарата, его костного и мышечного строения. Причины: укороченная уздечка языка; большой язык; узкий язык (маленький); дефекты строения челюстей: — нормальный прикус – когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние; Аномалии прикуса: — прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед. Нижние передние зубы не смыкаются вовсе с нижними; — прогения – нижняя челюсть выступает вперед; — передний открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при смыкании остается промежуток; — боковой открытый прикус – (может быть лево (право) сторонним, двусторонним – неправильное строение зубов; неправильное строение неба: узкое, слишком высокое («готическое»), низкое, плоское; толстые губы: отвислая нижняя губа, укороченная, малоподвижная верхняя губа.

Функциональная дислалия – вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Причины: неправильное воспитание речи ребенка в семье (сюсюканье); подражание; двуязычие в семье (ребенок переносит особенности произношения одного языка на другой); педагогическая запущенность (взрослый не обращает внимание на речь ребенка); недоразвитие фонетического слуха (не различает звуки); недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата; снижение слуха; недостаточное умственное развитие ребенка.

Разновидности дислалии. 1. Простая (мономорфная) – нарушение одной группы звуков: сигматизм – недостатки произношении свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ); ротацизм – нарушение сонорных звуков (р, рь)….. Сложная (полиморфная) – нарушение нескольких групп звуков: сигматизм и каппацизм; ротацизм и дефекты озвончения.

ВИДЫ ДИСЛАЛИИ (от характера дефекта произношения): 1.(пара)сигматизм (с сь, з зь, ц), (ш ж ч щ ). 2. (пара)ламбдацизм (л ль). 3. (пара)ротацизм (р рь). 4. (пара)йотацизм (й). 5. (пара)каппацизм (к кь). 6. (пара)гаммацизм (г гь). 7. (пара)хитизм (х хь). 8. Дефекты озвончения (в ф, з с, ж ш, б п, д т, г к). 9. Дефекты смягчения (т-ть, д-дь, н-нь, …).

3. 3.1 Отсутствие, выпадение звука – «…ыба» — рыба, «паоход» — пароход;

3.2. Искажение звука – вместо правильного произношения произносит звук , которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный (р), когда вибрирует тонкий край мягкого неба; увулярный (р), когда вибрирует маленький язычок; межзубный (с); боковой (ш); двугубный (л),… .

3.3. Замена звука — заменяет звук другим звуком, который существует в фонетической системе русского языка. Замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции. Например: взрывные (к,г) – взрывные (т,д), заднеязычные – переднеязычные: кулак –«тулак», гудок –«дудок». Замена звуков, одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования. Например: фрикативный переднеязычный (с) – переднеязычным взрывным (т): санки – «санки». Замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляционного аппарата. Например: (с) – губно-зубным (ф): сумка – «фумка». Замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса. Например: звонкий звук на глухой и, наоборот: «субы» — зубы. Замена звуков, одинаковых по способу образования и по активно действующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости. Например: раз – «ряз», пила – «пула».

Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь. Главное – она в этом возрасте наиболее гибка и податлива. Неправильное произношение до 4-5 лет считается нормальным явлением, т.к. артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени – возрастное или физиологическое косноязычие. После 4-5 лет нарушение звукопроизношения считается патологией. Нарушение фонетического восприятия приводит: Ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки. Словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Следовательно, ребенок в дальнейшем отстает от возрастной нормы. Следовательно, не формируется в нужной степени и грамматический строй речи, т.к. предлоги и безударные окончания остаются «неуловимыми».

Цепь нарушений: Фонетико-фонематическое нарушение речи ведет к лексико-грамматическому нарушению речи и все вместе к общему недоразвитию речи, т.е нарушению письма и чтения.

Ссылка на основную публикацию
Фолликулярная киста и беременность можно ли зачать ребенка
Можно ли забеременеть после удаления кисты яичника Киста яичника у женщин – это заполненное жидкостью выпячивание, образующееся на поверхности одного...
Физиология online Тематический план
Что такое нейротрансмиттеры и как они работают Одним из терминов, который вы будете видеть чаще всего на этом сайте и...
Физиология вирусов — ПАРАГРАФ-WWW
Адсорбция вириона это Типы инфицирования клеток вирусами. Репродуктивный цикл вирусов. Основные этапы репродукции вирусов. Адсорбция вириона к клетке. По характеру...
Фолликулярная киста яичника этиология и причины заболевания, вероятность забеременеть, методы лечени
Фолликулярная киста яичника: причины, симптомы, лечение Фолликулярная киста яичника – это новообразование в области придатка матки. Заболевание является достаточно распространенным...
Adblock detector