Тахилалия (полтерн, баттаризм) причины, симтомы, диагностика, коррекционная работа, упражнения

Речевые и неречевые нарушения при баттаризме (парафазии) и полтерн (спотыкании)

Речевые нарушения касаются внешней, внутренней и письменной речи. Для устной речи людей с этими расстрой­ствами характерны поспешность, малая понятность, рас­стройства в образовании отдельных звуков, пропуски, пе­рестановки, изменения звуков, слогов, выпадения и изменения слов и целых фраз. Выпадение предложений про­является при пересказе прочитанного. Предложения корот­кие, мало связанные между собой, детали отсутствуют. По спешность в речи приводит к спотыканию: человеке не сразу произносит звук, беззвучно движутся губы и язык, напоми­ная хореотические, или судорогоподобные движения. Име­ются расстройства дыхания, голоса, дикции. Отсутствует звонкость, часты симптомы перенапряжения голоса, иног­да имеются монотонность и носовой оттенок. Расстройства голоса могут быть вызваны недостаточностью расслабления фарингса и голосового аппарата.

Люди с баттаризмом и полтерн читают так же, как и гово­рят: длинные фразы предпочитают членить на короткие. В свя­зи с этим они часто теряют основную нить читаемого, не могут запомнить содержание. В процессе письма наблюдаются оста­новки движущейся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз.

При этих расстройствах нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просоди­ка (ритм, темп речи, интонационная выразительность, па-узация, логические ударения, музыкальность речи и т.п.); голос (монотонный, слабый, форсированный, с носовым от­тенком), речевое дыхание, речевая моторика; лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика; наблю­даются постоянные трудности в выборе слов, в общих формулировках и в выражении своих мыслей.

Неречевая симптоматика выражается в расстройствах общей моторики, внимания, мышления, поведения. В об­щей моторике у людей с баттаризмом и полтерн отмечается стремительность, разбросанность движений, быстрая ходь­ба, резкие повороты. Речь сопровождается быстрыми, час­то беспорядочными движениями лица (гримасами), рук и всего тела. Внимание неустойчивое. Они не умеют слушать других. Плохое слуховое внимание. В силу этого они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие. Мыш­ление страдает разбросанностью, недостаточной логичнос­тью, своего дефекта не замечают, контактны и способны к самоутверждению. Это служит причиной того, что такие люди только в отдельных случаях обращаются за помощью. Но, хотя сами они недостаточно осознают свой дефект, их словесная коммуникация ограничена в силу неразборчиво­сти речи и беспокойного поведения.

Обследование детей с нарушениями темпа речи

Обследование ведется комплексно: медицинское и психолого-пе- дагогическое. Содержание обследования включает выяснение состоя- ния нервно-психической сферы, интеллекта (по данным медицинской документации или обследования ребенка врачом-психоневрологом) и речи (на основе логопедического изучения).

У детей с брадилалией и тахилалией по медицинской документа- ции уточняются данные, касающиеся возможных психических за- болеваний, неврологической симптоматики. Выясняются соматичес- кие и инфекционные заболевания в детском возрасте, травмы, опухоли головного мозга и др.

Подробно изучается анамнез по следующим направлениям: дан­ные о речевых нарушениях у родителей и родственников и о нали­чии у них нервно-психических или хронических заболеваний; про­текание беременности и родов у матери; данные о развитии речи ребенка (особо отмечается, не было ли дефектов слоговой структу­ры слов, аграмматизмов, повторений звуков и слогов, каков темпр речи; влияние нарушенного темпа речи на умение в школе, на общение со сверстниками); предполагаемые причины нарушенного темпа речи; особенности проявления брадилалии или тахилалии в разные возрастные периоды, условия жизни ребенка в семье (режим, взаимоотношения членов семьи, их отношение к ребенку); 8 наклонности, интересы ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, с коллективом; круг ситуаций, в которых эти нарушения тем-ff па речи выражены в тяжелой форме; выраженность психических) симптомов (отношения к своему дефекту, защитные приемы, влияние на речевое общение в различных ситуациях: речь с родителями, на уроках, с незнакомыми и т.д.); влияние нарушенного темпа речи на успеваемость и пр. , ; ,

• состояние общей и ручной моторики (способность к подражанию, самостоятельность, двигательная активность, наличие сопутствующих движений, тонус, темп, выразительность, координация и переключаемость движений, их сила, точность, объем), выявляется наличие брадикинезии;

состояние речевой моторики, орального праксиса-посредством выполнения изолированных движений и их серий. Отмечает­ся наличие или отсутствие движения, замена данного движе­ния другим, тонус, объем движений, активность, возможность удержания органов в заданном положении, темп движения, синкинезии;

экспрессивная речь: произношение звуков, слогов, слов, фраз; пересказ, рассказ, беседа, чтение стихотворных и прозаических текстов, вопросоответная форма речи, диалог, специфические формы речи (отраженная, сопряженная, шепотная, ритмическая), пение. Отмечается состояние звукопроизношения, возможность произнесения многосложных слов, длинных фраз, длинного связ­ного текста; наличие интер- и интравербального замедления или ускорения; темп, ритм, ударение, интонация, голос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса); другие дефекты устной речи;

Читайте также:  Салон красоты ЦирюльникЪ на проспект Революционный - отзывы, адрес и телефон, режим работы - Массаж

письмо: списывание и самостоятельное письмо — диктант букв, слогов, длинных слов и фраз, длинного связного текста. Фиксируется скорость и качество написания отдельных эле­ментов и сложных комплексов.

У детей с баттаризмом и полтерн особое внимание обращается на исследование лексики, грамматического строя речи, семантики:

слухового неречевого гнозиса, восприятия и воспроизведения ритмов, оптико-пространственного гнозиса и праксиса;

слуховой, зрительной и моторной памяти;

В логопедическом заключении указываются:

чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;

степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;

круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;

выраженность психических симптомов;

нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодики);

нарушения внутренней речи, психических процессов (воспри­ятия, внимания, мышления);

отклонения в поведении.

На основе логопедического заключения проводится диф­ференциальная диагностика нарушения темпа речи от заи­кания, дизартрии, от нарушений речи у психических боль­ных. Сложно отличить тахилалию от заикания: внешне речь при тахилалии напоминает заикание, но она отличается тем­пом, страх речи отсутствует; если человек с тахилалией об­ращает внимание на свою речь, то она улучшается, тогда как у заикающегося речь в таких случаях, напротив, ухуд­шается. Тики, миоклонусы у детей с тахилалией не связа­ны с речью или намерением говорить и возникают незави­симо от того, говорит ли в данный момент ребенок или нет, тогда как сопутствующие движения при заикании возника­ют, как правило, во время речи.

Особенно трудно различать тахилалию, комбинирован­ную с заиканием. Наиболее типичные различия тахилалии и заикания даны в исследованиях D. Weiss, J. Langova, М. Movares, M. Зеемана, B.C. Кочергиной.

Прогноз относительно брадилалии тем более благоприя­тен, чем раньше она будет выявлена и чем раньше начнется комплексное воздействие. В тех случаях, когда брадилалия является синдромом соматического, неврологического или психического заболевания, прогноз зависит от успешности лечения основного заболевания.

Прогноз тахилалии зависит от умственного развития и поведения человека. В детском возрасте чем ребенок спо­койнее, тем легче формируется темп его внешней и внут­ренней речи. Эффективность преодоления тахилалии зави­сит также от окружающих: сложнее добиться нормализации темпа речи, если кто-либо из родных страдает недостатка­ми речи или невротическими расстройствами: результат преодоления тахилалии зависит и от сотрудничества род­ных с лечащим врачом и логопедом.

Прогноз баттаризма и полтерн определить довольно слож­но. Он зависит от структуры дефекта: чистая форма или про­явление-синдром. Кроме того, имеет значение умственное развитие и поведение больного, микросоциальная среда, сво­евременное и комплексное воздействие.

Профилактика брадилалии и тахилалии включает лече­ние и предупреждение наследственных заболеваний, нервно-психических нарушений, травм, опухолей мозга, нейроин-фекции и т.п., заботу о соматическом нервно-психическом здоровье матери и ребенка, о правильном развитии его речи и поведения.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТАХИЛАЛИИ

Патологически ускоренный темп нередко сочетается с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера. Для обозначения таких комбинозов к концу XIX столетия было предложено большое количество терминов: Battarismus Poltern, Angophrasia, Paraphrasia, Glottering, Tumultus Sermonis, Brudeln, Balbutiement, Praeceps, Tachiphemia и др.

В отечественной литературе для обобщенного обозначения таких речевых нарушений иногда используется термин «спотыкание». Это неправомерно, так как спотыкание определяет только необоснованные остановки, паузы, запинки, а в данном случае в основе речевых нарушений лежат прежде всего аграмматизмы на фоне патологически ускоренной речи.

Баттаризм (парафразия) — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания,

тяжелых расстройств темпа речи. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

В качестве причин и механизмов возникновения можно рассматривать соматические, психогенные факторы и привычку. Неврологические исследования указывают на изменения в физиологии и анатомии мозга, которые или свидетельствуют о пренатальных нарушениях, или они унаследованы как конституциональная особенность.

А. Либманн (1900) считал, что парафразия появляется в результате преимущественно моторных или преимущественно сенсорных расстройств внимания, сходных с его нарушениями при соответствующих формах афазии. По мнению М. Надолечны, торопливость в речи обусловлена несоответствием между желанием говорить и речемоторной возможностью. Эта речевая атаксия свойственна лицам с поспешным и беспокойным характером, с недостаточно четкой памятью словесных норм и расстройством внимания. Центр тяжести все-таки падает на чисто моторно-артикуляционную трудность слова, причем последующее слово вклинивается в предыдущее, а концентрация внимания децентрализуется. М. Зееман предполагает причину нарушения в стриопаллидарной системе. Кроме того, он указывает на органические изменения в мозгу и на связь ускоренной речи с эпилепсией.

Из психических факторов следует назвать недостаточную концентрацию внимания, несоответствие темпа мышления и речи.

Читайте также:  Есть ли у вас перенапряжение мышц проверьте

Механизм баттаризма и анатомо-физиологических позиций также можно объяснить преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы. М. Надолечны определяет его как парартрию и считает, что данное нарушение выражается в проглатывании и перестановке слогов и слов, в остановках в речи Э. Фрешельс объясняет парафразию с позиций механизма правильной речи. В норме, благодаря вниманию, процесс течения мысли направляется в соответствии с моторной гибкостью речи. Этим достигается известная отрегулированность психомоторных процессов. Данный механизм нарушается при быстром течении мысли. Последующее понятие нередко превосходит силу предыдущего до того, как оно будет произнесено, и само преждевременно вклинивается в речь. Получается картина парафразии. По мнению Ю. А. Флоренский, нарушается регулирующая функция речевого внимания. Вследствие этого не происходит самопроизвольной перестройки его по ходу речевого потока. Теряется концентрация внимания в логически важных частях речевого потока, и потому речь становится спотыкающейся, неряшливой, хаотичной, она содержит повторения, пропуски, смешения, недоговаривания, включения во фразу неадекватного по смыслу речевого материала и т. д.

С лингвистической точки зрения парафразию можно рассматривать как синтаксическое расстройство (А. Гутцман, 1885; X. Пик, 1913). Недоговаривание, пропуски, смазанность речи А. Гутцман относит за счет дискоординации между скоростью течения мысли и речемоторной функцией А. Гутцман в этом речевом нарушении видит не столько расстройство темпа, сколько расстройство синтаксического порядка, которое выражается в нарушении правильного распорядка слов при развертывании фразы. Ведущее значение в речи X. Пик придавал слову. Сочетание слов представляет определенную фразу в процессе речи. При нарушениях речи именно эта фаза может страдать. Расстройство правильного словесного оформления мысли приводит к особым аграмматизмам, которые представляют неправильное речевое построение в структуре предложения. Приближение парафразии к своеобразным формам синтаксических аграмматизмов или к расстройствам речи органического порядка приводит к необходимости выделения основных и вторичных нарушений в структуре дефекта.

Ю. А. Флоренская считала, что механизмы парафразии и афазии одинаковы. Основное расстройство при афазии и парафазии связано с затруднением произвольного нахождения слов и выражается как: нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроизвольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение буквенного состава слова, наличие литеральных парафразии.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Начиная с работ Аристотеля, рассматривается в группе различных расстройств органического и функционального происхождения. С конца XIX в. оно выделено как самостоятельное речевое нарушение. Экспериментальные исследования направлены на отграничение спотыкания прежде всего от заикания. А. Куссмауль (1879) выделил дислогические расстройства речи, или дизфразии, обусловленные нарушением содержательной стороны речи, и спазматические лалоневрозы, к которым отнес заикание как чисто артикуляторное расстройство речи. Он первым указал на возможность смешения спотыкания с заиканием и предложил способ различения этих расстройств: привлечение внимания к речи у заикающихся усиливает судорожность, у лиц со спотыканием — улучшает речь; заикающиеся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже.

Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в первом случае люди обычно не осознают своего недостатка, в то время как заикающиеся от него страдают. При сосредоточенном внимании речь при полтерн и парафразии улучшается, а при заикании — ухудшается. В присутствии некоторых людей или в ответственной обстановке дети с парафразией и полтерн говорят лучше, заикающиеся — хуже. Во время непринужденного разговора симптомы полтерн и парафразии усиливаются, симптомы заикания уменьшаются.

В 30—50-х годах нашего столетия были проведены электроэнцефалографические исследования, подтверждающие различия между заиканием и спотыканием.

Французские исследователи Pichon и Borel-Maisonny (1964) вычленяют нарушение речи, которое они называют бормотанием (Bredouillement). Авторы подчеркивают, что бормотание отличается от спотыкания тем, что оно касается расстройства темпа и ритма только внешней стороны речи, а при спотыкании одновременно страдает внешняя и внутренняя речь. В настоящее время признана классификация D. Weiss (1964), который различает две формы: чистые формы спотыкания и спотыкание-синдром.

Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конституциональными аномалиями развития. Речь при спотыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленой, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса (провалы, повторения, телескопирование, вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний. D. Weiss чистые формы спотыкания делит на следующие группы:

Читайте также:  Хронотропный эффект сердца; Медицина мира

Первая группа — с моторными расстройствами; основными симптомами нарушения являются ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи.

Вторая группа — с сенсорными расстройствами; в клинике спотыкания преобладает трудность нахождения необходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.

Третья группа — с общей трудностью формулирования речи несмотря на достаточный запас слов.

Четвертая группа — со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных (а-а, э-э) или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.

Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.

По мнению В. С. Кочергиной, спотыкание отличается большой распространенностью. По данным К. П. Беккера (1981), среди учащихся 7—8 лет массовой школы — 1,8% детей, а в классах для заикающихся — 11,5% детей имеют полтерн. Симптомы полтерн позволяют отличать его от нормальной речи, а также от речи заикающихся.

Тахилалия (ускоренный темп речи)

Тахилалия – нарушение темпа речи, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии:

– значительно ускорен темп речи и общей моторики;

– отмечаются повторения, запинки, «проглатывания»,

– наличествуют искажения слогов и слов,

– замечены нарушения письма и чтения.

Ребенок с тахилалией должен обязательно быть обследован нейропсихологом, логопедом и психологом.

Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское и нейрологопедическое воздействие.

Тахилалия (тахифразия) – скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими.

Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи.

В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, и если вовремя не начать коррекцию, не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные.

Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

Тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)
  • полтерн с трудностями подбора слов
  • полтерн с трудностями формулировки речи

Именно поэтому коррекционная работа должна быть направлена не только на устранение внешних проявлений (убыстрение темпа речи, запинки), но и на устранение причин нарушения, имеющие нейропсихологические корни.

К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети, с СДВГ. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением в головном мозге, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи.

Преобладание подкоркового ядра паллидума (серое вещество в подкорковой области головного мозга) обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи. Ребенок остается быть очень активным при том, что очень переутомлен и нейродинамика снижена.

Вместе с экспрессивной устной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые нейропсихологические проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, нейродинамики, поведения, вегетативной нервной системы. Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне. Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти.

Медицинское и нейропсихологическое обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и нейропсихологом. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования ( Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга).

Нейропсихологическое и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

Нужно помнить, что тахилалия – это совсем не логопедическая проблема (а лишь имеет логопедические симптомы), поэтому коррекция в первую очередь должна быть направлена на коррекцию сопутствующей неврологической симптоматики.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» программа курса по коррекции тахилалии может включать в себя:

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям с тахилалией, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон.

Ссылка на основную публикацию
Тамбовский кожно-венерологический диспансер — Крапивница и отёк Квинке у детей
Чем опасен отек Квинке у ребенка Отек Квинке у ребенка (ангиотек, гигантская крапивница) – аллергическая реакция, начинается стремительно развивающимся острым...
Таблетки от пневмонии лекарства от воспаления легких, названия препаратов от инфекции клебсиелла
Пульмонолог о том, какой кашель самый опасный, как не просмотреть пневмонию и зачем от нее прививаться Пульмонолог Елена Давидовская говорит:...
Таблетки от поноса, какие лекарства принимать при диарее
Понос у взрослого: лечение в домашних условиях Расстройство кишечника чаще всего ассоциировано с кишечными инфекциями, которые занимают лидирующие позиции среди...
Тампоны Гемостатическая губка — «Эффективное средство для остановки сильных кровотечений
Кровоостанавливающие препараты при геморрое Геморрой – заболевание неприятное, связанное с состоянием прямой кишки. Опасным явлением болезни считается кровотечение. Не сопровождается...
Adblock detector