Тест по психологии; Мышление

К основным формам мышления относится

Сборные понятия:

Сборные понятия отражают признаки некоторой совокупности однородных предметов, мысляться как одно целое. Эти понятия охватывают признаки особенного, сборного индивидуального предмета. Например, «оркестр», «листья», «созвездие» и т.д. По содержанию признаков, составляющих видов отличие выделенных предметов, понятия делятся на конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предмет в совокупности его признаков. Этим понятием соответствуют определенные конкретные предметы. Примеры конкретных понятий: «книжка», «школа» и др.

Абстрактные понятия:

Абстрактные понятия отражают какую-либо признак предмета, которая отделяется мысленно от предмета и сама становится предметом мышления. Например, «мужество», «сила», «загадочность» и т.д. На основе сравнения содержания и объема понятий их разделяют на две большие группы: сравнению и несопоставима. Те понятия, в содержании которых есть общие признаки, называют сопоставимыми. Так, «прямоугольник» и «квадрат», их общий ближайший род — понятие «плоская фигура». Несопоставима понятия не имеют ближайшего общего родового понятия.

Сравнения понятий:

По сравнению понятия делятся на совместимые и несовместимые.

Совместимыми называют такие, которые предусматривают полное или частичное совпадение объемов сопоставимых понятий (понятие «прямоугольник» и «квадрат» — совместимые). Совместимые понятия включают в свой объем такие понятия, которые находятся в отношении тождественности, подчиненности и частичного совпадения.

Несовместимые понятия — это понятия, объемы которых совершенно не совпадают. К несовместимых относятся понятия, которые находятся в отношении сорегулирование, противоположности и противоречия.

Понятие и слово представляют собой единство. Понятие существует и закрепляется в слове. Однако понятие и слово не являются тождественными. Слово — средство образования понятия, элемент языка, а понятие — продукт деятельности мышления, элемент мысли.

Если понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, то суждение, как форма мышления, отражает отдельные отношения между предметами и их признаками, причем путем утверждения или отрицания. Истинным будет суждение, в котором утверждается признак, который принадлежит предметов или отрицается признак, который не принадлежит предметов. Следовательно, суждение истинное, когда его содержание соответствует истинном положения вещей.

Все суждения делятся на две группы:
простые и сложные. В простом суждении нечто утверждается или отрицается.

Суждение, в котором утверждается или отрицается наличие определенного свойства у того или иного объекта, — это суждение о принадлежности или атрибутивные е ( «Одесса — город-герой»). Суждение, которое отражает отношения между объектами, — это суждение об отношении или релятивное ( «Планета Юпитер по размерам больше планету Земля»). До простых суждений принадлежат еще суждения о существовании или екзистенциальные суждения ( «Ученые утверждают, что неузнали летающие объекты существуют»).

Суждение, в котором утверждается или отрицается признак предмета, множества (класса) или части множества (класса) предметов, независимо от любых условий, называется категорически м ( «число 1232 делится на 4»). Категорические суждения делятся на виды:

По качеству — утвердительные или отрицательные;

По количеству, то есть учитывая множество предметов, о которой идет речь, — единичные, частичные и общие ( «Аристотель — основоположник формальной логики», «Некоторые четырехугольника являются квадратами», «В любом треугольнике сумма внутренних углов равна 180 °) ;

За качеством и количеством — общеутвердительных, частичноутвердительных, общеотрицательных и частичноотрицательных.

Несколько простых суждений, объединенных в одно, называют сложным. В сложных суждениях простые суждения объединяются союзы. Основными среди бинарных (Двойственный, тот, который состоит из двух частей) союзы являются коньюнкция (объединения) (союз «и»), разделительная и нераздельная дизьюнкция (союз «или»), импликация ( «если .. . то «) и еквиваленция (» тогда и только тогда, когда «).

Связи между предметами или между предметами и их признаками бывают возможными, действительными или необходимыми. Согласно связей между предметами различают суждения возможности, действительности и необходимости.

По значению истинности все суждения делятся на три группы: тождественны истинные (или законы); тождественны ошибочные; осуществлении.

Человек приобретает знания непосредственным и опосредованным путем. Непосредственный путь — это путь прямого взаимодействия субъекта с объектом. Когда же непосредственный путь для получения знаний невозможен, то человек приобретает их в процессе последовательного логического рассуждения на основе накопленных знаний.

«Следовательно, опосредованные знания — это те знания, которые субъект приобретает путем выведения из уже готовых, проверенных на истинность, знаний Эти знания требуют логического доказательства, аргументации и т.п.

Мысли человека состоят в неразрывном единстве со словом. Однако суждения и предложения, будучи неразрывно связанными, не являются тождественными. Суждения — это акт мышления, его продукт, а предложение — грамматическая конструкция, определенное сочетание слов. Существуют знания в форме суждений, а формой получения таких знаний является умозаключение. Умозаключение — это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводят новое суждение. Умозаключение может быть как правильным, так и неправильным. В последнем отсутствует последовательный связь между суждениями. Неправильные умозаключения разделяют на две группы: неправильные логично и умозаключения, неправильность которых вызвана неточностью словесного выражения мысли.

По характеру логических форм и логического вывода умозаключения делят на необходимые и правдоподобна (вероятные). Среди необходимых наиболее распространенными являются дедуктивные умозаключения. С помощью дедуктивних (от лат. Deductio — выведение) рассуждений переходят от общих положений к конкретным. Итак, дедуктивный умозаключение позволяет понять конкретный факт на основе общего положения. Этими исходными положениями являются аксиомы, высказывания, несущие определенную обоснованное мнение. Они выражают общее правило (закон) или знание о части класса предметов или единичный предмет, который подчиняется этим общим правилам. Если все суждения умозаключения истинные, такую схему называют дедуктивною или правилом вывода. Приведем примеры дедуктивних умозаключений: «Если идет дождь, земля становится мокрой. Идет дождь, поэтому земля мокрая», «Все жидкости упругие. Вода — жидкость, поэтому вода упругая. В обычном общении дедукция не всегда выступает в развернутом виде. Но каждый раз, когда возникает сомнение в обоснованности сделанного вывода, необходимо вернуться к общему положения и суждения о единичный факт. Только таким образом можно выявить ошибку и добиться правильного умозаключения. Схем правильных дедуктивних умозаключений множество. Логические законы, на которых основываются правильные соображения, объективны и не зависят от сознания и воли человека.

Читайте также:  Питание для набора веса как поправиться

Любой закон опирается на определенное количество фактов, которые пришлось наблюдать исследователей, который, выйдя за их пределы, сформулировал общее универсальное положение (закон).

Возникает вопрос, как перейти от знания о ограниченный круг фактов к новому, более общего и широкого и вместе с тем истинного. Следовательно, назрела проблема индукции. Индуктивных (от лат. Inductio — введение) называют умозаключение, в результате которого на основании знаний об отдельных объектах определенного класса получают общий вывод, который касается всех объектов этого класса. Пример индуктивного умозаключения: «Железо проводит электрический ток. Олово проводит электрический ток. Медь проводит электрический ток. Цинк проводит электрический ток. Алюминий проводит електрический ток. Платина проводит электрический ток. Железо, олово, медь, цинк, алюминий, платина — металлы. Все металлы проводят электрический ток. Правильно ли сделано заключение? Это можно установить только из дополнительных исследований, а пока их не проведена, можно говорить только о вероятную (возможную) истинность полученного заключения Итак, вывод мы получили с помощью неполной индукции, поэтому он является правдоподобный умозаключением. Неполная индукция не гарантирует истинности сделанных выводов, а лишь выдвигает гипотезы, предположения, истинность которых необходимо обосновать.

К основным формам мышления относится

Бесплатные статьи и программы для профессионалов и тех кто ценит свое время.

Лекция по психологии: «Интеллектуальные процессы»

Лекция по психологии: Интеллектуальные процессы

Мышление — Познание достигается не только путем ощущений и восприятий или воспроизведения того, что воспринималось. На многие вопросы человек не может получить ответы путем непосредственного восприятия тех или иных объектов или воспроизведения того, что уже известно о них. В этих случаях приходится искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний, т.е. благодаря мыслительной деятельности или процесса мышления. Основная функция мышления – познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними, что является необходимым условием для использования их в практической деятельности. Мышление неразрывно связно с ощущением, восприятием, представлениями как основными источниками знаний о мире. Эти формы психического отражения представляют собой чувственные основы познания человеком объективной действительности. Но такого знания отдельных предметов и явлений реального мира предостаточно для того, чтобы ответить на три кардинальных вопроса, возникающих при решении любой практической задачи:

— Что делать в сложившейся ситуации?

— Как (делать) поступать …?

— Что должно получиться в результате действия?

Мышление как особый психологический процесс имеет ряд специфических признаков:

обобщенность познания. Знание единичного не дает основания для предвидения. Чтобы предвидеть, нужно обобщать отдельные факты, исходя из этих обобщений, делать выводы.

опосредованность отражения действительности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем косвенной информации, которую мы получаем с помощью, например, термометра, других приборов и др.

К формам мышления относятся:

Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Суждения – это форма мышления, позволяющая устанавливать простейшие связи между познаваемыми явлениями как связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, их свойствами и признаками.

Умозаключение

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Человек пользуется в основном двумя способами умозаключений: индуктивным – это способ рассуждения от более частых суждений к более общему суждению, установление общих правил и законов на основании изучения отдельных фактов и явлений; и дедуктивным – это способ рассуждения от общего суждения к частому суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Виды мышления — чаще всего мышление подразделяют на теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное).

Понятийное мышление

Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются опреленные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми с помощью специальных методов и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Образное мышление

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества. Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностью теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Читайте также:  12 лучших болеутоляющих таблеток

Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление – особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Мышление как деятельность состоит из отдельных действий (операций):

анализ – это мысленное разложение целого на части, выделение в нем отдельных признаков и свойств;

синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений, или мыслительное сочетание их признаков, свойств или сторон;

сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними;

обобщение – есть мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом;

систематизация или классификация предметов или явлений есть мысленное распределение их по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом.

абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

конкретизация – это мыслительный переход от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах:

широта мышления – способность охватывать весь вопрос в целом, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Она проявляется в кругозоре человека и в способности рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями;

глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, умении видеть вопрос, проблему. Противоположное качество — п о в е р х н о с т н о с т ь суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного;

самостоятельность мышления – характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других;

гибкость мысли – выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки;

быстрота ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Индивидуальные особенности мышления людей проявляются также в стиле мышления.

Синтетический стиль мышления

Синтетический стиль мышления – проявляется в создании чего-то нового оригинального, в комбинировании противоположных идей, взглядов, в осуществлении мыслительных экспериментов. Девиз синтезаторов – «Что если…». Они стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, снять противоречия, применить противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления. Такие люди любят строить теории и свои выводы строят на основе теорий; любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей; любят находить принципиально новые решения, интегрирующие противоположные взгляды; они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления – проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразие идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важным фактором являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примерить, объединить. «Куда мы идем и почему?» – классический вопрос идеалистов.

Прагматический стиль мышления

Прагматический стиль мышления – опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все что работает». Поведение прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим…». Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления – ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонным к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных факторов, используя и глубокие теории. Они склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод и систему, способные дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Читайте также:  Война; кишечной микрофлоры; или 10 вопросов о дисбактериозе

Реалистический стиль мышления

Реалистический стиль мышления – ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить. Таким образом, индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы; на линию поведения; на личностные особенности человека.

Это психический процесс, заключающийся в создании новыхобразов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку и имеет несколько видов.

Рисунок 3 — Виды воображения

Произвольное – связано с волевым усилием и может иметь различные степени произвольности. На высокой ступени творческой деятельности воображение – произвольный процесс, направленный на решение определенной творческой задачи.

Непроизвольное – без каких-либо волевых усилий. Крайнее проявление этого вида воображения-сновидения.

Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.

— Особая форма воображения – мечта. Как и творческое воображение, это самостоятельное создание новых образов, но мечта не дает непосредственно и немедленно объективного продукта, она — направлен на желаемое будущее.

Основные формы мышления

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой мышления: Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.

Далее рассмотрим понятие мышления, а также его основные формы.

Понятие

Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Понятие мышления по В.В. Давыдову: мышление — это не особая субстанция, а такое же свойство, такой же способ существования тела, как и его протяженность. Специфичность способа действия мыслящего тела заключается в Универсальности.

Основные формы мышления

Как правило, выделяется три формы мышления. Рассмотрим их. Наглядно они представлены на рисунке 2.

  1. Понятие. Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений. Как известно, абсолютно каждый предмет или явление имеет разнообразие признаков. Все они делятся на две категории:
  • существенные (те, которые обязательны для того, чтобы определенный предмет «не перестал быть собой»);
  • несущественные (дополнительные признаки, которые не изменяют саму природу предмета или явления).

Само понятие существует в виде слова. В понятиях знания людей могут обобщаться в настолько абстрактном виде, насколько это только возможно. И именно этим понятие отличается от восприятия и представления памяти, так как они обязательно опираются на опыт, что делает их более конкретными. Понятие — более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно представить себе движения со скоростью 300 тысяч километров в секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.

Суждение. Суждение отражает различные связи между теми или иными предметами (явлениями) действительности и их разнообразием признаков и свойств. Суждение представляет собой такую форму мышления, в которой содержится утверждение или отрицание положения, которое может быть присуще как предметам, так и явлениям окружающей действительности.

Различают такие виды суждений как:

  • общие (здесь существуют положения, которые касаются всех предметов или явлений);
  • частные (здесь речь может идти только об отдельной группе предметов или явлений, которые объединены общим понятием);
  • единичные (здесь речь идет только об индивидуальном понятии).
  • Умозаключение. Умозаключение подразумевает под собой такую форму мышления, в процессе которой человек анализирует различные суждения, после чего выводит из них новое суждение.

    • индукция (определенный прием рассуждения, который начинается от частных суждений и приходит к более общим; здесь также происходит установление различных правил на основе изучения предметов или явлений окружающей действительности. Индукция обычно начинается с некого накопления знаний для того, чтобы впоследствии можно было выявить общее и различное в предметах или явлениях.
    • дедукция (способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов и правил).

    Рисунок 1. «Умозаключения»

    Для лучшего понимания материала обратимся также к теории В.В. Давыдова и рассмотрим ее основные положения.

    1. Психика человека вообще и мышление в частности являются социокультурным и семиотическим образованием, развивающимся в деятельности и через деятельность.
    2. При построении теории психики исходным первым и главным должно стать понятие деятельности.
    3. Понять индивидуальное мышление с позиций «гносеологической робинзонады» невозможно. Индивидуальное мышление — это единичная реализация родовой способности кооперированного человечества.
    4. Мышление — не отдельная частная способность, а способ ориентировки субъекта в расчлененной действительности, рассматриваемой с точки зрения ее собственных качеств.
    5. Единицей, «клеточкой» мышления является мыслительный акт.
    6. Развитие мышления может идти по двум качественно различным линиям, каждой из которых соответствует особый тип мышления — эмпирический или теоретический.
    7. Развитие мышления осуществляется путем присвоения человеком общественно выработанных способов мышления, т. е. путем интериоризации.
  • Ссылка на основную публикацию
    Температура при гайморите сколько держится и как сбить
    Хронический гайморит у взрослых Симптомы хронического гайморита у взрослых Хронический гайморит может регулярно обостряться и чаще всего из-за банальной простуды....
    Тамбовский кожно-венерологический диспансер — Крапивница и отёк Квинке у детей
    Чем опасен отек Квинке у ребенка Отек Квинке у ребенка (ангиотек, гигантская крапивница) – аллергическая реакция, начинается стремительно развивающимся острым...
    Тампоны Гемостатическая губка — «Эффективное средство для остановки сильных кровотечений
    Кровоостанавливающие препараты при геморрое Геморрой – заболевание неприятное, связанное с состоянием прямой кишки. Опасным явлением болезни считается кровотечение. Не сопровождается...
    Температура при грудном вскармливании у мамы что делать, как и чем сбить у кормящей матери, отзывы
    Как снять температуру кормящей маме с помощью народных средств Женщины, кормящие грудью, как и все другие люди подвержены различным заболеваниям....
    Adblock detector