Трудности в обучении детей-логопатов какие решения предлагает образовательная кинезиология

Формирование описаний предметов и явлений у детей-логопатов

Аннотация: В статье говорится о необходимости развития у детей-логопатов одного из видов монологической речи – описания. Показаны приемы работы, которые позволяют достичь необходимого результата. Также приведены примеры из личного опыта.

Формирование описаний предметов и явлений у детей-логопатов

Речь – составная часть общения. Одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы является развитие связной речи.

Мы поговорим о развитии монологической речи, так как она позволяет расширить знания об окружающем мире.

Монолог – это когда говорит один человек, а другие его слушают. Но дети-логопаты имеют нарушения одного или нескольких компонентов речи. А также у них снижены психологические процессы: внимание, память, восприятие. Поэтому возникают трудности в создании монолога.

Мне хотелось бы остановиться на одном из видов монологической речи – это описание. Его основной задачей является создание словесного образа явлений или предметов.

У детей-логопатов недостаточно развиты речевые навыки, так как они не располагают «багажом» знаний, которые приобретаются в течение жизни.

В этом направлении логопед использует разные виды работы по выделению признака предмета и его свойств. Здесь можно использовать различные упражнения на узнавание предмета по его описанию:

1) Загадывание загадок-описаний

2) Игры-лото, различные игрушки.

3) Используются муляжи предметов.

Специалист дает словесное описание одного из предметов, а дети уже подбирают изображение этого предмета или муляж.

Для составления описания мы учим детей сравнивать предметы по основным признакам. Логопед начинает работу с двух похожих предметов, но отличающихся только одним признаком:

  • Мяч – красный, круглый, большой
  • Мяч – красный, круглый, маленький.

На занятиях логопед сравнивает предметы сначала из одной тематической группы, а потом из разных тематических групп, используя два-три одинаковых признака:

Дальше специалист учит детей составлять описание предмета или явления, опираясь на план-схему:

  1. Цвет
  2. Форма
  3. Размер
  4. Из каких частей состоит
  5. Из чего сделан
  6. Для чего используют.

Стол – это мебель. Он коричневого цвета, большой прямоугольной формы. Стол сделан из дерева. У него есть ножки и столешница. Мы сидим за столом, когда обедаем.

Очень интересно описывать предметы или объекты с опорой на отдельные части: петух – голова (гребешок, клюв), туловище (крылья, хвост, перья), лапы (когти, шпоры).

Опираясь на план-схему, описательный рассказ могут составлять одновременно двое детей:

«Это собака. Она черная, лапки у нее белые, хвостик коротенький, шерстка пушистая. Ушки у собаки маленькие, глазки черные».

«Это собака. Она белая с черными пятнами. Лапки у нее коротенькие, шерстка гладкая. Ушки большие, глазки серенькие».

Рассказ-описание может получиться интересным, если будет работать группа детей. Каждый называет по одному признаку предмета.

Эти занятия обогащают словарный запас детей, учат грамматически правильно оформлять предложения. Также они позволяют развивать речемыслительную деятельность.

Дети учатся составлять предложения и объединять их в единые высказывания, что создает хорошие предпосылки для обучения в школе.

Бувакина Светлана Владимировна,
учитель-логопед

Заикание у детей

Причины заикания у детей

Заикание (его еще называют логоневрозом) – достаточно распространенное явление не только среди детей, но встречается и у взрослых. По статистике около 4 процентов детей и двух процентов взрослых страдают этим неприятным речевым нарушением.

Заикание может быть вызвано целым рядом причин – как внешними, так и внутренними. Если у вашего ребенка заикание появилось одновременно с речью, то это связано с врожденными причинами.

  • Патологии во время беременности: внутриутробные инфекции, длительная гипоксия, вредные привычки у матери,

  • Проблемные роды: родовая травма, малыш родился гораздо раньше срока, длительные роды с развитием гипоксии, что отразилось на ЦНС ребенка.

  • Наследственность: если кто-то из родителей или близких родственников страдает заиканием, есть вероятность, что и у ребенка проявится этот дефект речи.

— Впрочем, заикание у маленьких детей– это достаточно распространенное и естественное явление, которое ребенок обычно благополучно перерастает. Речевой аппарат ребенка развивается, поэтому он может торопиться и проглатывать некоторые звуки или наоборот – повторять другие. Как правило, возрастное заикание проходит в течение нескольких месяцев. Но если проблема нарастает, а ребенок начинает стесняться своей речи или его возраст старше четырех лет – это повод немедленно обратиться за консультацией и помощью специалиста, — рассказывает логопед-дефектолог Лариса Пристанская.

Если ребенок сначала разговаривал нормально, а потом резко стал заикаться, это говорит о приобретенном заикании. Его причины могут быть тоже самыми разными.

  • Психологическая травма: например, ребенок чего-то сильно испугался, подвергся насилию или тяжело переживает развод родителей.
Читайте также:  Хлорамфеникол (Chloramphenicol) - инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, по

  • Неблагоприятный психологический климат в семье, в детском саду или школе – постоянный стресс, который испытывает ребенок из-за строгости родителей, придирок воспитателей, насмешек других детей может перерасти в заикание.

  • Перенесенные заболевания: менингит, энцефалит, сотрясение головного мозга и даже обычный грипп могут вызвать такое осложнение, как заикание.

  • При попытке переделать левшу в правшу: да, это настоящий стресс для ребенка, который может обернуться расстройством речи.

  • Ложное заикание: если кто-то из членов семьи заикается, ребенок совершенно неосознанно может начать копировать манеру его речи.

Симптомы заикания у детей

Заикание у детей может проявлять по-разному, но вы его точно не спутаете ни с одним другим дефектом речи.

  • Многократное повторение звука или слога в начале или середине слова: «к-к-картинка» или «ка-ка-картинка».

  • Длинные паузы между слогами: «ка-а-а-артинка».

  • Иногда повторение звуков и слогов и длинные паузы могут встречаться одновременно: «к-к-к-а-а-артинка».

Иногда заикание может сопровождаться нервным тиком: у ребенка может дергаться глаз или уголок рта, появляются навязчивые движения. Также малыш может очень нервничать и переживать из-за своего дефекта в речи и даже впадать в ярость, когда не может правильно выговорить слово. Некоторые могут даже замыкаться в себе и стараться ни с кем не общаться, чтобы избежать насмешек. Стоит ли говорить, насколько негативно это сказывается на психологическом благополучии ребенка?

Лечение заикания у детей

Диагностика

Современные методы

Логопедические методики

Логопедические методики направлены на то, чтобы заикающийся ребенок научился контролировать свое дыхание и темп речи. Чтобы малыш не заскучал и не устал от занятий, многие занятия проводятся в виде игры.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика помогает детям с заиканием контролировать свое дыхание и темп речи. Чаще всего во время занятий используется методика Александры Стрельниковой, которая в юности потеряла голос, а в дальнейшем с помощью своей же методики и восстановила. Комплекс упражнений, основанных на резком вдохе и плавном выдохе, помогает ребенку научиться произносить слово на вдохе, не дробя на отдельные звуки и слоги. Занятия проводятся с логопедом-дефектологом, который внимательно следит за правильностью исполнения. В противном случае ребенок может жаловаться на головную боль или даже повышение давления.

Пение

Многим заикающимся малышам справиться со своей проблемой помогает пение, а лучше — хоровое. Во время пения речевой аппарат расслабляется и тренируется, дыхание контролируется и замедляется, и заикание исчезает само собой.

Логопедический массаж

Логопедический массаж помогает расслабить речевой аппарат ребенка, снимает спазмы – главную причину заикания. Особое внимание уделяется губам, языку, гортани, а также мимическим мышцам, шее и плечевому поясу, которые часто оказываются в сильном тонусе и нуждаются в расслаблении.

Гипноз

К гипнозу в лечении заикания прибегают очень редко. Такой метод возможен только для детей среднего и старшего школьного возраста с устойчивой психикой и при условии, что они вообще поддаются гипнозу. Некоторые психотерапевты уверены, что именно во время гипноза возможно узнать истинную причину заикания и устранить ее.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозное лечение назначается обычно в тех случаях, если у ребенка есть неврологические проблемы, и всегда в комплексе с занятиями с дефектологом. Чаще всего назначаются ноотропы, которые улучшают кровообращение головного мозга, миорелаксанты, помогающие справиться с мышечными спазмами, а также успокоительные препараты. Некоторые из них отпускаются по рецепту в аптеке, некоторые встречаются в свободной продаже, но важно запомнить одно: все препараты, даже обычное успокоительное, назначает только врач!

Профилактика заикания у детей в домашних условиях

Профилактика заикания детей в домашних условиях довольно проста. В первую очередь, оградите малыша от стрессов и переживаний. Ему необязательно переживать вместе с родителями тяготы развода и наблюдать внутрисемейные ссоры. Если ребенок чего-то сильно боится, стоит это обязательно выяснить и объяснить, почему этого пугаться не нужно, заверить, что вы всегда будете рядом и придете на помощь, если понадобится. Если ребенок боится темноты – установите в комнате ночник. Если его дразнят дети в детском саду – сообщите об этом воспитателю. Помните, что психологический комфорт – залог счастливого детства.

Также важно соблюдать режим дня: хорошо высыпаться, не засиживаться перед телевизором или компьютером. Откажитесь от ранних развивающих занятий или хотя бы соблюдайте меру в них: поток разнообразной информации и новых лиц-учителей может негативно сказаться на речевых возможностях ребенка.

— Обязательно как можно больше и чаще общайтесь со своим ребенком: разговаривайте с ним, тщательно и медленно проговаривая каждый звук, каждый слог. Пойте вместе песенки, учите стихотворения, проговаривайте скороговорки, не сюсюкайте в разговорах, — советует логопед-дефектолог Лариса Пристанская.

Читайте также:  Аспирин при тромбозе - от чего помогает, показания и противопоказания, как правильно принимать

Коновалова И.В, Кирбитова Л.Г., Исайчева Н.Я.

Реализация новых форм общения в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Кирбитова Любовь Георгиевна, учитель-логопед,

Коновалова Ирина Викторовна, учитель-логопед,

Исайчева Надежда Яковлевна— воспитатель,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №59 Управления образования г. Апатиты

1.Обучение диалогу детей с общим недоразвитием речи через игровую импровизацию

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция назначения речи быть средством общения. Диалог выступает как основной вид речевого общения, как наиболее простая форма устной речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются особенности коммуникативных способностей: — трудность вступления в контакт, особенно у детей с диагнозом «алалия»; — невозможность достаточно продолжительное время контактировать с другими детьми из-за низкого уровня развития навыков самооценки и самоконтроля, эмоциональной лабильности, двигательной расторможенности; — нарушение общения в конфликтных ситуациях из-за того, что речь не выступает регулятором поведения;- серьезные нарушения вербального общения вследствие недоразвития речевой функциональной системы: отсутствия навыков ведения беседы, аграмматичность и упрощенность фразовой речи, бедность словаря, полиморфные нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Таком образом, недоразвитие коммуникативной способности мешает детям с тяжелой речевой патологией адаптироваться в новой обстановке, создает почву для формирования у них вторичных психических отклонений, тормозит работу по преодолению у них речевых нарушений. Поэтому одним из основных направлений формирования у детей-логопатов коммуникативных способностей становится обучение детей диалогическому общению.

Программа развития диалогического общения охватывает следующий спектр задач:

1.Освоение детьми-логопатами языка как средства общения.

2.Установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение).

4.Коррегирование в процессе обучения диалогической формы речи нарушенных у ребенка –логопата других речевых функций (лексико-грамматического строя, звукопроизношения, фонематического слуха).

5.Преодоление отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка.

Одним из эффективных средств развития коммуникативных навыков детей с ОНР может стать логопедический тре6нинг по развитию диалогической формы речи. Он проводится логопедом 2 раза в месяц с мини-подгруппой из 3-6 детей с разным уровнем коммуникативных умений. Подгрупповое логопедическое занятие преобразуется так, чтобы одновременно решать следующие задачи:- развитие умения вступать в вербальный диалог, строить ответы в соответствии с поставленным вопросом, формирование реактивного и инициативного высказывания; — активизация и закрепление словаря по разным лексическим темам, коррекция грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия;

— развитие психической и речевой активности, преодоление психического негативизма детей-логопатов; — развитие общих способностей невербального воздействия детей друг на друга, подражательного воспроизведения эмоций, обучение эмоциональной импровизации;

— преодоление эмоциональной напряженности, снятие психологических «зажимов» (страхов, неуверенности, тревожности, неадекватной самооценки); — активизация и коррекция психических процессов (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, представлений, ассоциативного мышления и воображения). Решение этих задач достигается за счет изменения стиля взаимодействия логопеда и детей, смены его обучающей позиции на партнерскую, смещения акцентов в программном содержании, а также за счет расширения форм организации обучения (совместной изобразительной деятельности, конструирования, коллективной игры-драматизации, совместных игр-фантазий, игр-путешествий т т.п.).

В структуру логопедического тренинга по развитию диалогической формы речи входят такие компоненты:

1.Разминка (игры и упражнения на развитие психоэмоциональной активности, невербальных коммуникативных навыков, артикуляционной моторики, дыхания, коррекцию психических функций).

2.Основная часть (развитие навыков разговорной (диалогической) речи в различных жизненных ситуациях.

3.Заключительная часть (снятие психоэмоционального напряжения).

Тренинги по развитию диалогической формы речи проводятся в три этапа, что соответствует трем периодам коррекционной работы в логопедической группе. Важную роль в развитии коммуникативной функции играет оформление пространства общения. В каждую разминку включается «дорожка сюрпризов», по которой, двигаясь цепочкой, дети преодолевают препятствия, встречаются со «страшилкой», перепрыгивают «болото злости», пролезают сквозь темную пещеру и т.п. Каждый свой «подвиг» они сопровождают возгласом: «Я – молодец!» или – «Я не боюсь!», «Я сделал это!» Благодаря такому приёму в сознании ребенка соединяются воедино движение-поступок-слово, снимается неуверенность в собственных силах, что особенно важно для детей с высоким уровнем тревожности. Тем более, что слова-звукоподражания: рычалки, сопелки, агукалки, включенные в «дорожку сюрпризов», доступны даже для не владеющих фразовой речью алалика. В разминку включены элементы психогимнастики: различные этюды на выражение основных эмоций и чувств. В пластическом упражнении ребенок-алалик соотносит действие с глаголом, использует звукоподражание, произносит фразу побудительного характера, выражая эмоциональное отношение к собственным действиям.

Основная часть тренинга проходит в логопедическом кабинете, где логопед с помощью особо оформленной развивающей среды – речевого лабиринта — создает различные варианты для диалогического общения детей. На модели речевого лабиринта встречаются любимые герои детских сказок, мультфильмов, телепередач, персонажи литературных произведений, даже изученные буквы. Причем, дети имеют возможность организовать их встречу по собственному желанию, и, соответственно, придумать и разыграть диалог встретившихся героев.

Читайте также:  Клинико-лабораторные алгоритмы оценки функциональной активности щитовидной железы

На втором этапе обучения диалогической речи (общение-слово), логопед может применить прием «письменной речи», который создает благоприятные условия для коррекции аграмматизмов у детей, совершенствования структуры предложения, является эффективным средством активизации сложных предложений.

На третьем этапе обучения логопед использует элементы инсценированных представлений и игр-драматизаций, в которых текст художественного произведения создает естественную канву, план для совместной деятельности, представляет готовые образцы речевых диалогов. Вместе с тем, игра побуждает детей к импровизации, позволяет черпать из сказки то, что нравится, соответствует внутреннему миру ребенка. Это легко получается в пластических этюдах, где выразительное движение ребенка сопровождается метким словом взрослого.

Итогом работы всех трех этапов должно стать формирование у ребенка умения вести диалог со сверстниками и взрослыми в любой жизненной ситуации.

Системная работа на тренинговых занятиях по развитию коммуникативной формы речи является эффективным средством активизации вербальной коммуникации, приводит к саморазвитию диалога у детей с ОНР, воспитывает в нем будущего интересного собеседника, вносит элемент радости и фантазии в мир детей.

2.Метод интервьюирования в обогащении словаря и развития коммуникативных способностей у заикающихся дошкольников

Способность общаться – это дар или то, чему нужно учиться?

Способность к общению включает в себя: желание,- «Я хочу!»; умение организовать общение — «Я умею!». (Умею слушать собеседника, умею эмоционально сопереживать, умею решать конфликтные ситуации, умею красиво говорить.) Знание норм и правил, необходимых при общении — «Я знаю, как это делать!»- всему этому ребёнок научается в семье, в детской группе и в общении с взрослыми педагогами, воспитателями, родителями.

И если даже одно звено из этой цепочки выпадает, у ребенка нарушается коммуникативная функция. Это как раз и происходит у детей с речевой патологией. Дети с заиканием, начиная понимать, что они «не такие, как все», часто замыкаются в себе. Помочь таким детям с проблемами коммуникативной функции речи можно многими интересными методами и приемами.

Одним из приемов обучения «языку чувств» является метод интервьюирования. Что же включает в себя этот метод, чему конкретно мы должны обучать дошкольников?

Работа по развитию коммуникативных навыков и словаря методом интервьюирования ведется поэтапно.

Первый этап: — общение на невербальном уровне, когда вместо слов дети используют жесты, мимику, пантомимику.

Второй этап формирование представлений о правилах и способах эффективного общения, включающий теоретический аспект и практическую подготовку к ведению диалога-интервью. Это очень сложный этап, ведь ребенок, чтобы начать это общение должен побороть свою неуверенность, страх речевого общения. И здесь важно внушить ребенку уверенность в своих силах. Этому поможет еще один компонент «языка чувств» — комплименты —
любезные, приятные слова, лестные отзывы о ком или о чем – либо.

Эмоциональная отзывчивость, сопереживание, чуткость к душевным устремлениям — все это признаки душевной культуры.

К «языку чувств» мы относим и «волшебные слова», т. е. формулы вежливости, особые слова и обороты. Они выражают добрые, заботливые отношения. Пополняется словарный запас этого «фонда» через пример взрослых, или, как сейчас принято говорить, через усвоение моделей поведения. Особенно хочется остановиться на культуре ведения диалога-интервью. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Чтобы собеседник не переспрашивал тебя в ходе беседы (напоминаем детям) нужно говорить правильно, разборчиво и четко.

На первом этапе интервьюирования ребенок общается с куклой или другой игрушкой, затем с детьми и взрослыми группы, берут интервью у родителей своих сверстников и сотрудников детского сада.

И на завершающем этапе работы берется интервью у незнакомых людей. О чем их можно спросить? Да о чем угодно, о настроении, здоровье, о том побывали ли в этом году в «Снежной деревне» и др. Тот же прием интересно реализуется через – разговор по телефону (с другом, родственником и пр.). Этот метод позволяет отойти от традиционной учебной модели занятия. Он помогает развивать личностные качества детей; учить преодолевать скованность; быть активным и самостоятельным собеседником; развивать уверенность в себе и в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи; вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога; устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время её, а так же аграмматичное использование слов в структуре связного высказывания; овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений. «Уроки общения» помогут обогатить коммуникативный опыт каждого ребенка, и послужат своеобразной логикой развития общения.

Ссылка на основную публикацию
Тренажер Бубновского для дома своими руками, упражнения
Инструкция по сборке тренажера бубновского Тренажер Бубновского МТБ-1 (40 кг облегченный) КЗС-011.40 Крепление к стене или полу ОБЯЗАТЕЛЬНО Габариты тренажера...
Трава боровая матка — лечебные свойства, противопоказания, как принимать
Настойка травы «боровая матка» в лечении женских болезней: обзор инструкции и отзывов о применении Природа позаботилась о всех своих творениях....
Трава пырей, лечебные свойства листьев и корней
Пырей: лечебные свойства и противопоказания Настроить шрифт Кто не знает такую вредную траву, как пырей? Для огородников она представляет проблему,...
Тренажер для вытяжки позвоночника купить в
Как вытягивать позвоночник: советы, как можно вытянуть в домашних условиях, специальные упражнения и тренажеры Современная жизнь большинства людей складывается так,...
Adblock detector